Что значит любить своего ребенка? Эссе «Что значит любить детей Ребенок стал испытывать резкую нехватку родительского внимания, заботы и тепла.

«В чем вопрос?», - спросите вы. Как можно не любить детей? Можно! Огромное количество детей страдают, не находя любви у своих родителей. Невыразимое одиночество, душевное страдание, внутренняя несостоятельность, а в целом, ранимая личность – вот портрет ребенка, родители которого пренебрегают любовью к нему. Нетрудно представить будущую перспективу развития такого человека. Огромная пропасть между ребенком и его родителями приведет, в конце концов, к замкнутости, отсутствию доверия и превратится в настоящий «снежный ком» к подростковому периоду. Тогда ребенок обычно прекращает попытки найти удовлетворения своих неразделенных чувств у родителей и отправляется в «большой мир» искать «счастья». Вот тут один Бог знает, какие пути суждено пройти бедняге, прежде чем он удовлетворит, наконец, свою потребность в безусловной любви и сможет спокойно жить, совершенствоваться и творить свою судьбу.

Почему же происходит так, что родители не любят своих детей? Психологи считают, что многие родители просто не умеютпередать свою любовь ребенку. Как это сделать? Как в действительности любить и уважать детей? Для начала необходимо уяснить, что дети живут в эмоциональном мире и тонко улавливают настроения своих самых близких людей – родителей. И еще: именно родители являются источником наполнения «эмоционального резервуара» у детей, который заполняется при тесном контакте ребенка и родителей, при их взаимодействии и общении, при наличии общих интересов и т.д.

Существует несколько способов выражения любви: через глаза, тактильное прикосновение, проявление внимания и организация дисциплины. Каждый из способов играет важную роль в проявлении любви, поэтому ни один из них нельзя игнорировать.

Смотреть любящим взглядом на ребенка, дарить ему при этом свою открытую и искреннюю улыбку, получать ответный поток эмоций – вот, что значит выражать любовь глазами. Исследователи подтверждают – ребенок наиболее внимательно слушает родителей, глядя им в глаза. А любящий взгляд – это мощнейший источник для наполнения «эмоционального резервуара» ребенка. Вспомним теперь о том, когда на самом деле чаще всего родители смотрят в глаза своему ребенку? Когда он провинился, и родители хотят призвать его к ответу. Какие при этом эмоции мы ему посылаем? Ответ не требует комментариев. Вот здесь неплохо будет подвести черту и хорошенько уяснить, что поведение малыша не связано никак со взглядом родителей. А точнее сказать – независимо от поведения ребенка, взгляд родителей должен всегда быть искренне любящим и доброжелательным.

Тактильные прикосновения необходимы ребенку ежедневно, чтобы он чувствовал себя любимым. Разумеется, речь идет о естественных и ненавязчивых прикосновениях. Иногда ребенок вдруг горячо обнимет родителей, выражая ему свой восторг, а иногда лишь положит руку на плечо, глядя в глаза и объясняя что-то. В другой час прикосновение будет исходить от родителя. Здесь нужно отметить, что тактильный контакт родителей и сыновей особенно важен в дошкольном и младшем школьном возрасте – до наступления подросткового периода. Девочкам, наоборот, необходим физический контакт с родителями в сложном подростковом возрасте, когда нужно ощущать уверенность, защищенность и спокойствие.

Что такое проявление внимания ребенку? Это, прежде всего, любящие мысли о нем – о его настоящем и будущем. Это еще внимательное слушание того, что говорит ребенок – по-настоящему редкое явление в общении – гораздо чаще родители хотят, чтобы дети только их слушали. Слушать то, что говорит ребенок – это значит разделять его интересы, потребности, проблемы. Проявление внимания по отношению к своему ребенку – это уединение с ним и ежедневное посвящение только ему какого-то количества времени. Ежедневное проявление внимания по отношению к ребенку уверяет его в том, что он очень важный и единственный в своем роде человек для родителей. В такие периоды очень часто ребенок открывает родителям самые сокровенные тайны, делится своими мечтами, а может быть рассказывает то, что его по-настоящему тревожит. Это время можно найти перед сном или по дороге из школы (из детского сада) домой, а может, наоборот, из дома в школу (в детский сад).

Организация дисциплины ребенка – это отнюдь не только осуществление наказания или порядка. Организация дисциплины – это приучение ребенка к самостоятельности, воспитанию в нем чувства собственного достоинства и самообладания путем собственного примера, путем доброжелательного и доверительного общения или разъяснения того, «что такое хорошо и что такое плохо». Это обеспечение ребенку свободы, чтобы он имел возможность получить личный опыт, где-то, конечно, это наказание (только не физическое или моральное унижение). Это, в огромной мере, уважение его личности и прав. Родителям следует позаботиться о собственной состоятельности и внутреннем комфорте (о самодисциплине), приступая к организации дисциплины ребенка, чтобы избежать, например, неконтролируемых приступов гнева в отношении ребенка.

В заключении хочется напомнить родителям, что выражать свою любовь по отношению к ребенку – это родительский долг, который необходимо отдать детям, чтобы они выросли полноценными, сильными личностями, с готовностью творить свои собственные жизни, а не восполнять пробелы небрежного (лучше сказать пренебрежительного) воспитания.

Много детей педагогически запущенных, с больной нервной системой, которые хотят, но не умеют общаться, которые не хотят учиться, не умеют управлять собой. Почему? Причин много:

    слабое общее развитие; дефицит общения с родителями (с детьми не занимаются или дети живут с бабушкой); конфликтные ситуации в семье; один ребенок в семье, неполноценное общение; чрезмерная любовь к своему чаду.

Отсюда и ошибки в воспитании.

Воспитание собственного сына, дочери – важнейшая деятельность гражданина, его гражданский долг (Конституционная обязанность).

Часто слышу от родителей: «…Так заняты, так заняты – некогда заняться детьми». Грош цена такому родителю, которому некогда воспитывать своего ребёнка. Значит, ему самому некогда быть человеком. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей, детей и находят для них время. Ребенка таких родителей видно сразу. У такого ребёнка мир и покой в душе, стойкое душевное здоровье, вера в до6ро, в учителя, в чуткость к людям.

Любовь к ребёнку... Трудно переоценить значение этого родительскoгo чувства в воспитании развивающейся личности. Любовь - творец всего до6рого, возвышенного, сильного и светлого. Без любви к ребёнку отец и мать не могут быть хорошими воспитателями, без неё не возможен душевный контакт, от которого зависит взаимопонимание взрослого и маленького, без неё нельзя привить растущему человеку душевную щедрость, отзывчивость, доброту.


Что значит любить ребёнка? Одни считают, что лю6итъ ре6ёнка - это значит заранее подготовить его к самостоятельной жизни, имея ясное представление, какого человека они хотят вырастить. Эти родители стремятся сочетать свои чувства к ребенку с разумной требовательностью, добротой и строгостью, уважением к нему и верой в его возможности...

Другие уверены, что любить ре6енка - это значит холить и нежить его, опекать и страховать от всяческих усилий – и физических и моральных. Эти родители, к сожалению, не хотят понять, что любовь к ребёнку хотя и очень многое в его воспитании, но не самое главное. («Любить ребёнка – это и курица умеет» - говорил).

Не хотят понять они и того, что сильное, но неразумное, слепое чувство делает воспитание нелёгким делом и зачастую не приносит радости и счастья ни ребёнку, ни им самим. О родителях, одержимых любовью, говорил:

«Почему люди здравомыслящие, которые могут хорошо работать, учиться, даже получившие высшее образование , значит, с нормальным разумом и способностями, общественники, которые могут руководить целыми учреждениями, ведомствами , фа6рикой или каким - нибудь другим предприятием, которые имеют с очень разнообразными людьми нормальные отношения - и товарищеские, и дружеские, и какие угодно - почему эти люди, столкнувшись со своим собственным сыном, делаются людьми, неспособными разобраться в простых вещах? Потому, что они в этом случае теряют тот здравый смысл, тот жизненный опыт, ту самую мудрость, которую они накопили за свою жизнь. Перед своими детьми они становятся как люди ненормальные, неспособные разобраться даже в пустяках. Почему? Единственная причина – любовь к собственному ребёнку. Никто не может съесть 10 кг хлеба и гордиться тем, что так хорошо поел. И любовь требует дозировки, требует меры».

Если маленький ребёнок постоянно ощущает на себе передозировку родительской любви, то это прекрасное чувство начинает действовать на детскую душу подобно яду. Почему, например, ребёнок вырастает беспомощным? Или потребителем и эгоистом, считающим, что все обязаны ему, а он никому?

Однозначного ответа здесь не может 6ыть, но бесспорно, что одна из причин - чрезмерное родительское чувство, при котором взрослые не в силах отказать, запретить, строго спросить с ребенка. «Ещё мал!» - оправдывают они с себя. Под этим же предлогом лишают его самостоятельности. «Он ещё не умеет, ему это не по силам...» и т. д.

Почему иногда родители бывают беспомощными перед детским своеволием? IIочему порой не замечают собственной воспитательской несостоятельности? Почему не удаётся формировать в ребёнке те черты характера, которые бы им хотелось видеть в нём?

Родители, ослепленные своим чувством к ребёнку, подобны человеку с завязанными глазами: они не в состоянии видеть в нём «свет» и «тени». И, так как эти родители всегда склонны идеализировать любимое дитя, они видят в нём только «светлые» качества.

«Темных» пятен они не могут замечать. Неумение же видеть недостатки своих детей делает таких родителей педaгoгически бессильными. Ведь воображаемый ребёнок и реальный не совпадают по своим достоинствам, а отсюда и выбор методов в подходе к нему, увы, не тот.

Какие только оттенки не приобретает родительское чувство, если оно нe подчинено главной цели – воспитать человека! Здесь подмешивается и ложная тревога: "Вдруг заболеет?" или «Кaк бы чего не случилось!», и снисходительность: «Пока мал – побаловать не грех», «Это всего лишь невинная шалость!», и родительский эгоизм: «Не пущу, сиди дома!», "Это плохой мальчик, не играй с ним!», и восторженность: «Развит не по годам!", «Покажи, как ты умеешь!», и неверие в детские возможности.


Одержимые желанием не омрачать радости детства, родители стараются застраховать ребёнка не только от реальных, но и от мнимых случайностей. Они не замечают, что их любовь служит во зло растущему человеку: лишают его самостоятельности, формируют эгоизм, чувство исключительности. Много ли стоит такая любовь, которая не готовит ребёнка к жизни, формирует в нём неправильное представление об отношениях с людьми и, в общем-то, калечит их нравственно.

В результате вырастает человек с потребительскими взглядами, лишенный чувства долга перед родителями и окружающими людьми.

    Важность адаптации ребенка к детскому саду Негативные факторы, влияющие на адаптацию дошкольника Рекомендации по снижению тревожности во время адаптации ребенка Типичные ошибки при подготовке ребенка к ДОУ Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Сегодня профессиональная активность мам очень высока, поэтому решения в пользу детского сада принимаются легко, без долгих обсуждений. Однако взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

Тревога, связанная со сменой обстановки (ребенок до 3 лет еще нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребенка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).

Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в дет­ском саду.

Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

Личное неприятие воспитателя или воспитателей. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям.

Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.

В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2–3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.

Желательно укладывать ребенка спать пораньше , побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

В выходные стоит придерживаться режима дня , принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности , которым малыш уже обучился.

Желательно дать ребенку пару дней отдыха , если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы . Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, – это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2–3 месяца.

Еще одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожнос ти. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли "мамы" и "папы". Прежде всего им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, – это верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по­разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).

Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения . Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша , что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.

Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду , что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.

Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-­за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.

Поиграйте с ребенком дома в игру "Детский сад". Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.

Обговорите с малышом , как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться. Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми необходимым навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о своих потребностях.

Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско­родительских взаимоотношений .

Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад , не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.

Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.

Советы психолога для родителей

Формирование и развитие личности ребенка основополагается на трех "китах":
хочется, но НЕЛЬЗЯ ,
не хочется, но НАДО ,
так делать СТЫДНО .
Если Вы научили ребенка с раннего возраста придерживаться этих правил, проблем с воспитанием и обучением Вашего ребенка ни у Вас, ни у воспитателей, а в последствии, проблем и в жизни самого ребенка, не возникнет.

Успех нашей работы в 90% зависит от совместных усилий воспитателей и родителей!

    Сразу, с первых уроков учите ребенка правильно держать карандаш, кисточку, ручку. Если как только Вы отпустили руку, он опять берет карандаш в кулак, перекладывайте опять правильно. Только если Вы будете последовательны и настойчивы, через некоторое время он сразу будет брать карандаш правильно.
    Особое значение нужно уделить тому, что очень важно регулировать силу движений руки малыша, когда он выполняет работу самостоятельно. Нередко, он с размаха, резко опускает карандаш или фломастер. (Во время игры бросает игрушки!). Задача взрослого приучить малыша выполнять действия аккуратно.
    В ходе занятий родитель осуществляет руководство действиями ребенка. Очень важно, что здесь необходимы лаконичные (конкретные и короткие) установки, направленные на организацию действий («не торопись!», «посмотри внимательно!», «не бросай!», «клади аккуратно»). Лишние слова могут нарушить целостность восприятия, отвлечь ребенка от основной задачи.
    Задание нужно выполнять вместе с ребенком. Расскажите, что нужно сделать, покажите, как это делать. Взяв руку ребенка в свою, взрослый вместе с малышом проводит линии на листе бумаги, (клеит с ним совместно аппликацию , держа руки ребенка в своих). Сначала малыш пытается высвободить свои руки из рук взрослого, но, несмотря на это, Вы должны спокойно и настойчиво направлять его действия. После нескольких практических удач, ребенок будет выполнять задание самостоятельно. Но это не значит, что Вы можете оставить малыша выполнять задание и заниматься другими делами. Вы должны быть рядом, и при необходимости помогать малышу, направлять его действия и хвалить за успехи.
    Некоторым детям может понадобиться систематическая помощь взрослого. Это не должно пугать родителей. Уверенность ребенка в том, что его успех впоследствии будет достигнут, поможет в дальнейшем быстрее прийти к самостоятельности.
    Занятие должно длиться не более 3 - 5 минут. Если у малыша не все получилось, не стоит сидеть с ним по 30 минут, добиваясь от него совершенства. Лучше провести несколько разных занятий, объединенных общей темой, нежели надолго «отбить» у него желание вообще заниматься.
    Занятие нужно заканчивать на «пике» интереса. Даже если малыш, как Вам кажется, готов заниматься еще, не стоит сразу давать ему следующее задание, чтобы «выполнить их все сразу, а потом к этому не возвращаться». Предложите малышу поиграть в другую игру, но с похожей тематикой. Например, если Вы делали аппликацию «Дом», предложите теперь построить дом из кубиков; если Вы раскрашивали лимон, предложите поискать его изображение в книге и т. д.
    Выполнение заданий ни в коем случае не должно быть механическим. В этом случае интерес к ним и продуктивность быстро падают. Чтобы этого не произошло, мы предлагаем Вам к каждому заданию стихотворение, пальчиковую игру, логопедическую распевку или активный словарь, с помощью которого вы сможете построить беседу с ребенком, в ходе которой он познакомится с новыми для него словами и научится использовать их в повседневной жизни. Чаще всего ребенку предлагается «оказать помощь» герою сюжета. Это дается для того, чтобы у малыша обязательно был стимул выполнить это задание. Малышу необходимо чувствовать важность, того, что он делает. Эти сюжеты не только побуждают ребенка к действию, но и формируют в нем чувство сострадания и желания прийти на помощь к более слабому.
    Обязательно хвалите малыша за правильно выполненное задание. Если Вы видите, что у ребенка не получается, но он искренне старается, не скупитесь на похвалу. В следующий раз получится лучше. Если же ребенок делает работу «спустя рукава», не делайте скидку на то, что «он еще маленький». С самого раннего детства приучайте малыша к усидчивости и аккуратности.
    Когда вечером Вы получаете «работу», выполненную в детском саду, обязательно похвалите малыша за то, что он старался. Пообещайте дома рассмотреть работу; побеседуйте дома, покажите папе (маме, бабушке). Ребенок обязательно должен видеть, что Вам интересно и важно то, что он делает. Самым большим стимулом для работы и обучения всегда остается желание «Я вечером маме покажу!» Если ребенок видит равнодушие родителей (все равно, некогда, нет настроения и т. д.) у ребенка резко падает желание выполнять что-то в детском саду

ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА

  • Принимать его таким, каков он есть.
  • Стараться устранить из своего поведения все признаки постоянного неодобрения ребенка.
  • Не предъявлять ребенку обвинений, а лишь высказывать чувства по поводу его поступков.
  • Предъявляя ребенку требования формулировать, что вы хотели бы от него, а не то
    чего бы вы не хотели.
  • В конфликтных ситуациях давать возможность сначала высказываться ребенку,
    лишь затем - самим.
  • Воздерживаться от резких порицаний и от слишком бурных похвал в адрес ребенка - и то, идругое мешает его правильной самооценке.
  • Отказаться от директивного стиля и аргументировать свои требования к ребенку.
  • Избавиться от привычки «включать голос на полную громкость», когда вас раздражают действия ребенка.
  • Научиться распознавать скрытые вопросы ребенка и давать на них ответы.
  • Установить с детьми партнерские отношения и привлекать детей для обсуждения важных для всей семьи вопросов.
  • Соблюдать семейные традиции.
  • ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • * Никогда не применяйте угроз.
    Они ослабляют внутреннее «Я» ребенка. Происходит это от таких распространенных обещаний: «Еще раз так сделаешь, и я тебя выпорю - сесть не сможешь!», «Ты у меня дождешься - шкуру спущу» и т.д. Они наполняют душу ребенка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти.
    Дело в том, что дети живут только настоящим. Угроза наказания в будущем все равно не действует «с запасом», а негативную реакцию вызывает сразу же.
  • * Никогда не унижайте детей.
    Нельзя говорить ребенку:
    «Как можно быть таким балбесомфотозеем, болтуном, лгуном, хвастуном)?», «У тебя голова или кочан капусты?», «Ты намусорил хуже свиньи» и прочее в том же духе.

    Сколько раз вы оскорбили ребенка, столько раз вы нанесли удар по его внутреннему «Я» - тому, из чего развивается личность.
  • * Никогда не подкупайте своего ребенка.
    Состоятельный папаша обещает сыну-первокласснику автомобиль, если он окончит школу с отличием. Мама сулит купить игрушку, если ребенок будет слушаться бабушку. Акцент переносится родителями с естественных стимулов -получить знания, помогать бабушке - на корыстные интересы, устанавливаются ложные связи между поступками и вознаграждением. Веди хорошие отметки можно получить по-разному: списывая, подкупая сверстников, которые и домашние задания за него сделают, и на контрольной помогут. Чаще всего подкупом стремления к знаниям не пробудить: цели смещены. Но это, так сказать, крупный подкуп. В житейском обиходе мелкие родительские «взятки»: «Не бегай по магазину, веди себя хорошо -куплю жвачку». Ребенок приучается манипулировать -сначала матерью, а затем и другими людьми. Позже его уже трудно научить бескорыстию, уважению к правам, интересам других людей. Он твердо стоит на том, что если люди от него чего-то ждут, то и он должен от них «чего-то» иметь - никак не иначе.
  • * Никогда не выдавливайте силой обещание из ребенка не делать то, что вам не нравится.
    А мы так часто понуждаем детей: «Обещай, что это не повторится! Ну, я жду! Не слышу обещания!» И ребенок обещает. Что ему остается? А потом вновь делает то. что Вы ему запретили. И мы же его попрекаем: «Ты же не сдержал обещания!»
    Но самое существенное: дети имеют дело только с настоящим, они не осознают будущего. Если вынуждать их давать обещания, они просто привыкнут с их помощью избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.
  • * Никогда не пережимайте с опекой ребенка.
    Это приводит к тому, что ребенок начинает чувствовать себя слабее и хуже других детей, которых не опекают в такой степени. Понижается его уверенность в себе. Не стоит делать для ребенка или за ребенка то, что он в состоянии делать сам, пусть не так хорошо, как это делает мама.
  • * Никогда не следует слишком долго разъяснять ребенку что-либо, если он сам не задает на эту тему вопросов. Это рождает у детей ощущение, что их считают туповатыми, и вызывает скуку.
  • * Никогда не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания. Лучше всего ребенка заранее предупредить о том, что вы собираетесь от него потребовать.
    Например: «Ты знаешь, нам придется пойти вместе в магазин - минут через 10». Пусть у него будет немного времени посопротивляться и поворчать, если ему хочется. Свобода выражения чувств оставляет его с сознанием, что с ним считаются. Это гораздо лучше приказа по типу казарменного: «Быстро собирайся! Пойдем в магазин». «Вставай, я кому сказала!»
    Ребенок - не робот, а человек, и притом очень ранимый, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.
  • * Никогда не потакайте чрезмерно своим детям .
    Есть родители, которые вообще все запреты считают слишком «стягивающими» личность, они предпочитают разрешать детям все и, как правило, становятся заложниками такого либерального воспитания. Не лучше приходится и детям, которые росли без разумных ограничений. Правила жизни представляются им «резиновыми». Неизбежно за пределами семьи они натыкаются на противодействие окружающих. Существует порядок в школе: расписание уроков, правила, обязательные для всех учащихся. И ему приходится очень трудно: укрепилась привычка делать лишь то, что приятно и важно лишь ему одному. Все это сулит ему жизнь, полную конфликтов, стычек - и на службе, и в будущей семейной жизни.
  • * Никогда не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях.
    Конечно, правила эти должны создавать разумный порядок, объединять и укреплять семью, а не отражать лишь мимолетные желания взрослых. Меняющиеся, нетвердые правила лишь запутывают и смущают ребенка. Он тогда плохо понимает, что от него хотят, что можно, чего нельзя.
  • * Никогда не требуйте от ребенка того, к чему он не готов в силу возраста.
    Если от пятилетнего ребенка требовать того, к чему способен лишь десятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.*
    Никогда не применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя «плохим». Это происходит, когда родители внушают ребенку: «Хороший ребенок так не поступает. Мы с мамой только для тебя делаем, а ты вот как платишь нам, неблагодарный!» и пр.
    Ребенка настолько «достают» эти нотации, что он просто «отключается» от них или находит «блокировки». Доводилось Вам слышать, как дети, к примеру, отвечают ни обидные дразнилки? «Оскорбляй меня хоть век. все равно я человек»,- повторяют они как заклинание. В любом случае, к улучшениям в поведении навешивание ярлыка «плохой» не приводит.
  • * Никогда не подавайте ребенку команд, выполнения которых на самом деле вы не собираетесь добиваться.
    Дисциплина - важная составляющая детского воспитания, но ни свивальником, ни хлыстом она становится не должна. Суть воспитания, в сущности, могла быть выражена простой формулой: родители обучают детей, а дети учатся. Учатся многому, но прежде всего - любить и уважать друг друга, окружающих людей.

Зоя Сергеева
Родительское собрание «Что значит любить своего ребенка»

Цель :

1. Выяснение понятия «родительская любовь » .

2. Анализ поведенческих норм в семье.

3. Побуждение родителей к размышлению , что значит истинная любовь к ребёнку.

План :

1. Анализ анкет на тему «В чём проявляется родительская любовь ?

2. Диспут «Что значит любить детей

3. Беседа с родителями о поведенческих нормах в семье.

1. Вступительное слово воспитателя.

Уважаемые родители ! Ваши дети подобны хрупкому ростку, тянущемуся к солнцу. Им нужен свежий воздух, благодатная почва и солнечное тепло. Свежий воздух для ребёнка – это дух свободы, независимости, благодатная почва – традиции и обычаи в семье, тепло – родительское понимание , забота. И всё это вместе и есть любовь к ребёнку. Эта метафора может рассматриваться как приглашение к разговору, что такое родительская любовь . Давайте обсудим это. Вы мне можете возразить : нам это ни к чему, мы и так любим своего ребёнка , заботимся о нём, ни в чём не отказываем. Но почему тогда дети в анонимных анкетах отмечают, что им не хватает родительского внимания и любви ?

Ответьте одним словом, что для вас является главным в любви к ребёнку (понимание, доброта, терпение, жалость, внимание, умение прощать) . А теперь я расскажу, что говорят по этому поводу педагоги и психологи. Они утверждают, что любящие родители строят отношения с детьми на взаимном уважении. В их семьях царит мир и доброта. Ребёнку хорошо дома, он не испытывает страха перед родителями , его не унижают, не наказывают физически. Конечно, кто-то возразит : «Я не Макаренко, детская душа для меня – потёмки. Меня родители и били , и без сладкого оставляли, и ничего – не сломали! И я их несмотря ни на что люблю».

Так наказывать или нет? – спросите вы. Если ребёнок, совершив плохой поступок, понимает, что неправ, лучшее, что вы можете сделать, - поговорите с ним. Проанализируйте случившееся, выразите надежду, что в следующий раз он так поступать не будет. Но если он упорствует и настаивает на своей правоте , задумайтесь – что-то в его воспитании упущено. А может быть, неправы вы? И такое бывает.

Любящие родители вникают в проблемы детей, проводят с ними свободное время. Я знаю семьи, в которых принято ездить с детьми на экскурсии, ходить в походы, что-то вместе мастерить. Главное – быть вместе, рядом. Но это не значит отнимать у детей самостоятельность. Родительская любовь даёт детям уверенность в себе, воспитывает доброжелательность к окружающим, общительность, уважение к старшим. Поймите : всё, что вы вкладываете в детей сегодня, поможет вашему ребёнку в будущем. Ведь известно, что любимые дети проживают счастливую жизнь, в их семьях царит та же атмосфера любви, что и в семье родителей , они так же воспитают своих детей и будут заботиться о своих престарелых родителях . К сожалению, такие отношения в семьях встречаются нечасто. Нередко бывает так : отец и мать любят своего ребёнка , но не стесняются ссориться при нём. Психологи утверждают, что ребёнок в такой ситуации считает, что конфликты возникают из-за него, что его не любят, и начинает испытывать чувство вины. Отсюда и неуверенность в себе, нервозность, раздражительность, стремление уйти из дома. А родители искренне недоумевают, почему ребёнок изменился, ведь они его так любят!

Бывают и такие семьи, в которых почти не интересуются внутренним миром ребёнка. Горе-родители возмущаются : их дитя сыто, обуто, одето, ему покупают дорогие вещи, что ещё ему надо? Как правило, такие родители много работают , делают карьеру, занимаются бизнесом, и им некогда вникать в проблемы своего ребёнка . А он испытывает чувство одиночества, ненужности никому. Какие же ошибки допускают родители в воспитании ребёнка?

1. Непонимание друг друга и нежелание идти на компромисс. Пример : любящий отец ради блага записывает сына в секцию плавания, а он хочет играть в футбол. Но ребёнок вынужден подчиниться и заниматься нелюбимым делом .

2. Чрезмерная забота о ребёнке, подавление в нём самостоятельности. Пример : родители постоянно звонят ему, интересуясь, чем занят, при этом постоянно напоминают, что он должен делать.

5. А теперь предлагаю советы, как правильно любить ребёнка :

2. Учиться понимать друг друга, стараться вызвать ребёнка на откровенный разговор.

3. Родители должны принимать ребёнка таким, каков он есть, не преувеличивая его успехи и недостатки.

Практическая часть : игра «Комплементы» (участники по очереди говорят друг другу приятные слова)

Игра «Двое с одним фломастером» (игроки распределяются на пары. Держа в руках один фломастер, надо нарисовать рисунок).

Заключительное слово.

Уважаемые родители ! Мы сегодня говорили об истинной и ложной любви к ребёнку. Чаще вспоминайте себя в детстве, попробуйте поставить себя на его место. Сделайте серьёзные выводы о том, что значит любить своего ребёнка .

Именно от нас зависит, каким вырастет наш ребенок . Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка , а не слова и нравоучения.

В. Берестов

Любим тебя без особых причин.

За то, что ты - внук, за то, что ты - сын,

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож,

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Десять заповедей для родителей

1. Не жди, что твой ребенок будет таким , как ты, или таким, так ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все , что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды , чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке .

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка . Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни : для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок – это не тиран , который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Эта та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш» , «свой» ребенок , но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка . Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы сделали твоему.

10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Обращаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник , который пока с тобой.

МАМЫ и ПАПЫ

Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины :

Дети должны быть для нас не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами, а просто детьми.

Если мы будем их любить независимо от того , плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек.

Если мы будем любить их только тогда , когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.

Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, дети избавятся от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.

Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше , чем ребенок может .

Помните : пороки ребенка не рождаются , а воспитываются. Верная указка не кулак, а ласка. Хорошему надо учиться годами, а плохому и часа хватит.