Как воспитать в ребёнке доброту. Как воспитать детей добрыми: личный пример и конфета на всех Что такое доброта как воспитать у детей

Воспитание ребенка - это намного больше, чем обеспечение его всеми материальными благами. Дать малышу надежную крышу над головой, одеть-обуть и накормить это, конечно, важно. Но родительский долг заключается еще и в том, чтобы подготовить ребенка ко взрослой жизни, сделать его полноценным членом общества, уверенным в себе и твердо стоящим «на ногах».


Говорят, что доброта нынче не в моде: современный мир ставит на первый план внешние проявления успеха - наличие собственного жилья, автомобиль иностранной марки, динамично развивающаяся карьера, ухоженный внешний вид, возможность путешествовать … Чтобы добиться всего перечисленного, необходимо быть человеком хватким, целеустремленным, мотивированным. А вот нужно ли быть добрым? И не помешает ли это качество характера в достижении жизненных вершин?

сайт, в честь Всемирного дня сострадания, рассмотрит вопрос - что такое «доброта» , нужно ли воспитывать ребенка добрым, и как это сделать.

Что такое доброта и зачем она людям?

Доброта - одна из основ нравственности , она подразумевает отзывчивость, бескорыстие, самоотверженность и высокую способность к эмпатии. С точки зрения эволюции, доброта и взаимовыручка «работают» на сохранение вида. Это значит, что популяция, в которой принято заботиться о слабых, старых и больных, будет более успешной в вопросах выживания. Позволим себе дополнить известную фразу Фридриха Энгельса - не только труд создал из обезьяны человека, но и забота о ближнем сделала нас теми, кто мы есть.

Теплые отношения между людьми актуальны и сейчас: никакая внешняя атрибутика не заменит вечные ценности - дружную семью, благодарных детей, любящего партнера рядом. А добрый, отзывчивый человек имеет гораздо больше шансов обрести счастье в личных отношениях. Он не бросит в беде, посочувствует когда надо, будет стараться избежать конфликтов , может поступиться своей выгодой ради блага родных и близких. С таким человеком приятно иметь дело - доброта востребована во всех сферах жизни.

Другое дело, что многие ошибочно воспринимают доброту как слабость, неспособность отстоять свои интересы, сказать «нет». Действительно, одно часто маскируется под другое, не зря ведь стала поговоркой строчка из стихотворения Станислав Куняев «Добро должно быть с кулаками…». Поэтому, важно не только развить добрые черты характера ребенка , но и воспитать в нем волевые качества, научить быть сильным, находить баланс между личными потребностями, и интересами окружающих. Это сложно, но возможно.


Доброта и способность любить идут рука об руку - эти качества закладываются в самом раннем возрасте, в тесных отношениях между малышом и его родителями . Ключевая роль здесь принадлежит, конечно, маме. Транслируя малышу «Я тебя люблю. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Я буду любить и принимать тебя всегда - со всеми твоими успехами и неудачами», она пестует в ребенке доверие к людям, ко всему миру.

Впоследствии ребенок поймет, что отношение близких людей - чувство, которое не зависит от оценочных суждений окружающих. Дети, которые свободны от необходимости «соответствовать», «достигать», «бороться за любовь», больше настроены проявлять сострадание и счастливее прочих.

Добрые сказки как метод воспитания в ребенке Человека

Сказка - добрый помощник в деле формирования системы ценностей и жизненных установок маленького человека. К детской библиотеке в доме нужно подходить особенно вдумчиво и ответственно. Важно подбирать литературу, проверенную временем и предварительно ознакомиться с содержанием каждой книги перед покупкой. Сказки для детей обязательно должны быть примером того, как доброе отношение, дружба и любовь приводят персонажа к счастливому финалу. Конец, где все поступки вознаграждаются по заслугам - важный признак хорошей сказки. В этом заключается основной закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе. Проследите, чтобы в повествовании фигурировал именно положительный главный герой - это касается как внешности, так и поступков.

Кстати, что касается доброты без слабости, то хороший пример этому мы найдем в русском фольклоре - все «наши» богатыри отличались добросердечностью, но могли постоять за родину и защитить «сирых и убогих».

Учим ребенка быть сильным на личном примере

В воспитании детей нужно соблюдать баланс между лояльностью к ребенку и твердостью . Твердость заключается в требовании соблюдать правила - через родительскую настойчивость в соблюдении правил жизни дети учатся чувствовать и соблюдать границы допустимого. Это дает ребенку чувство психологической защищенности, делая мир вокруг него предсказуемым и надежным.

Одновременно, в малыше воспитываются волевые качества (убирает игрушки тогда, когда не хочет этого) и убеждение, что доброта прекрасно сочетается с твердостью.

Развить в ребенке природную доброту можно только на личном примере - до 7 лет дети воспитываются, преимущественно, через подражание . Поэтому не столь важно, что вы говорите ребенку. Важно, какой пример вы ему подаете. Не будьте «холодным» родителем, не стесняйтесь выражать сочувствие к тем, кто этого заслуживает.

Ребенок, особенно единственным , находится в положении самого младшего, самого зависимого члена семьи. Питомец в доме - отличный вариант для малыша почувствовать свое старшинство по отношению к существу более слабому. И, вместе с тем, научиться проявлять заботу, чувствовать ответственность. Только обязательно обсудите на семейном совете, какое именно животное подходит именно вам. При выборе питомца учтите все основные моменты его содержания и «эксплуатации»: хомячки живут мало и, как правило, не умирают своей смертью; собака - второй ребенок, которого нужно воспитывать, рыбок нельзя подержать в руках, и т. д.

Ребенок растет «злым», что делать

Прежде всего, не спешить вешать ярлыки . Научитесь дифференцировать качества характера и кратковременные эмоции - сиюминутная вспышка гнева или нежелание делить свою игрушку с соседским мальчиком вовсе не означает, что сын или дочь растет плохим человеком.

Не торопитесь тут же искоренять «зло» в своем чаде. Запрещая ребенку злиться, родители совершают ошибку - малыш учится скрывать свое недовольство, подавляя любые проявления внутренней позиции, неугодной взрослым. А эмоции, не нашедшие выхода, в свою очередь, трансформируются в психосоматическую психосоматическую симптоматику .

На детской площадке малыши пробуют разные манеры поведения, учатся выстраивать отношения со сверстниками. Ваша задача - помочь детям , а не ограничивать их в проявлении естественных эмоций. Забудьте о категоричных запретах и нудных наставлениях, покажите пример действием.

Постарайтесь наглядно донести идею о том, что договориться во многих случаях бывает выгоднее, чем проявлять упрямство и агрессию. Если ребенок не может расстаться с игрушкой в пользу другого малыша, предложите обоим сторонам совершить обмен. Не помогает? Проявите сочувствие «обделенному», но не забудьте признать, что отдать «свое» всегда сложно, даже на время. Старайтесь в любой ситуации оставаться понимающим родителем.

Малыш не всегда способен совладать с эмоциональными импульсами и просчитать последствия своих действий. Но он растет, меняется каждый день и перенимает многие родительские черты. Показывайте маленькому человеку положительный пример и он обязательно вырастет гармоничной, отзывчивой личностью.

Статья о важных, необходимых нюансах воспитания детей дошкольного возраста современного общества. Статья опубликована в сборнике "Лучшие практики Республики Мордовия. Сборник материалов

Межрегиональной научно-практической конференции" №1 2018 страница 34

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание в детях доброты и милосердия

Разговор с родителями

«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе –

от солнца, а все лучшее в жизни – от человека». М. Пришвин.

Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте. Безусловно, в развитии этих качеств тоже есть смысл. К сожалению в последнее время во внимание редко берётся такое качество, как, доброта. Доброта - основа воспитания, на которой строится отношение к миру и людям. Она не бывает избирательной. Отзывчивость, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь - это важнейшие характеристики личности.

Добрый ребёнок или не очень - зависит от воспитания. Маленькие дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Первоочередная задача взрослых здесь - не уничтожить детскую чуткость и доверие, не научить их обману и цинизму.

Кто-то будет утверждать, что доброте нет места в современном жестоком мире. Доброта - это отнюдь не слабость. Показывая ребёнку свой положительный пример отношения к людям, животным, природе, мы ориентируем на такое же поведение и ребёнка. Если у родителей нет желания воспитать из ребёнка доброжелательного, дружелюбного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни дружить, ни любить.

К большому сожалению, показательной чертой нашего времени современности является детская жестокость. Очень часто мы узнаём, как школьники жестоки друг к другу, грубы со сверстниками и учителями, хамят родителям, цинично шутят. Вот поэтому для родителей сегодня важно заложить в раннем детстве основы истинной нравственности, а именно - воспитать доброго ребёнка. Нужно учить детей различать добро и зло и стараться прививать малышам добрые качества, которые ценились во все времена. А для достижения этой цели важно самому стать хорошим примером для подражания.

Понятие «доброта» многогранно. Это и проявление заботы, и умение сочувствовать и сострадать, и неравнодушие к несчастьям людей и готовность помочь им, и бескорыстие, и принятие людей такими, какими они есть – со всеми недостатками.

С 2 до 5 лет у малыша активно развивается эмоциональная сфера: впервые проявляются такие эмоции как любовь, жалость, сочувствие. В то время, когда мы своим поведением подаём пример любви и добродушия, кроха перенимает такое же отношение к людям и окружающему миру. Какие мы – такими станут и наши дети. Вспомните, как часто ваш ребёнок видит вас раздражёнными, недовольными или равнодушными? Как часто малыш слышит крик или нехорошие отзывы о людях? Не лукавьте. Ответив искренне на эти вопросы, вы задумаетесь о качестве и содержании воспитания ребёнка.

Начать воспитывать доброго ребёнка можно с обучения его заботиться о других. В первую очередь нужно приучать ребёнка быть внимательным к родным. Учите помогать вам по дому.

Приучайте заботиться о младшем ребёнке. Появление в доме младшего ребёнка – тоже отличный повод научиться проявлять заботу. Пусть ребёнок поможет маме управиться с братиком или сестричкой: поиграет с ним, поделится игрушками. Заботясь о малыше, старший ребёнок учится оказывать помощь, откликаться, переживать.

Учите совершать хорошие поступки. С четырёхлетним малышом можно сыграть в игру «Хороший поступок». Предложите малышу хотя бы раз в день совершать нечто хорошее. Например, приятные сюрпризы знакомым: подарить кому-то букетик цветов, угостить ребят во дворе печеньем, сделать открытку с пожеланиями кому-либо, разучить песенку для бабушки. Лучше всего – когда у ребёнка появится привычка делать приятные сюрпризы людям просто так.

Самое главное в воспитании – приучить малыша получать удовольствие от того, что он оказывает помощь или заботится о ком-то. Захваливать не следует. Здесь достаточно обычного одобрения: такое поведение должно стать для ребёнка повседневной нормой.

Милосердию и состраданию люди учатся на протяжении всей жизни. Малыш, ещё не постигший азбуку добра, не может отдать себе отчёт в том, что он может кого-то обидеть или причинить боль. Плохо, когда взрослые не объясняют ребёнку, как делать не следует. Ещё хуже - когда поощряют детскую жестокость.

Понаблюдайте за своим ребёнком и выясните для себя следующее:

Сочувствует ли он людям?

Жалеет ли он Вас, когда Вам плохо, Вы заболели?

Ласков ли он с родными?

Смеётся ли он над детьми, когда у них что-то не получается, они огорчены, плачут?

Сочувствие и сострадание возможны только тогда, когда ребёнок научится определять свои чувства, эмоции и переживания. Тогда он научиться их видеть и в других. Научить этому и воспитать доброго ребёнка можно, используя такие методы:

Учите ребёнка называть чувства правильными словами. Например: «У меня сегодня отличное настроение», «Я плохо себя чувствую», «Мне хорошо… больно… весело… обидно… нравится», «Я испугался… я очень рад… счастлив… сердит… огорчён». Когда ребёнок услышит, как мама говорит о своих состояниях, он будет учиться этому.

Развивайте ребёнка эмоционально. Для этого можно применять специальные упражнения. Например, помогите малышу нарисовать солнце, которое веселится, плачет, нахмурилось, рассердилось, обиделось, удивилось, испугалось. Спросите, что малыш видит? Какое это солнышко? Если ему сложно назвать, помогите: «Это солнышко - весёлое, а это - грустное». Соответствующие эмоции изобразите мимически. Ребёнку постарше предложите прочитать известное ему стихотворение с равными интонациями: «ласково», «обиженно», «весело», «сердито», «равнодушно» и т. д. То же самое можно проделать и с танцем. Эмоции также можно изобразить красками. А при прослушивании музыки - научите ребёнка угадывать настроение музыки и давать описание услышанному. Эти упражнения не займут много времени, зато принесут огромное удовольствие и немало пользы.

Не забывайте обсуждать книги, мультфильмы, реальные события из жизни - это воспитает в ребёнке внимательность к событиям вокруг него, к окружающим его людям. Малыш научится различать настроение людей, понимать их эмоциональные состояния и причины, которыми они вызваны. А это первый шаг к пониманию важности сочувствия и сострадания.

Как воспитать милосердие в ребёнке? Лучше всего - всей семьёй начать делать простые и полезные вещи: показывайте регулярно ребёнку своим примером, как мы можем помогать кому-то, кто нуждается в этом

подкармливайте птиц и животных (особенно зимой)

помогайте милостыней стареньким бабушкам (не бомжам и пьяницам)

отдавайте одежду, ставшую маленькой ребёнку, в приют или детский дом

регулярно помогайте соседям

учите ребёнка заботиться о членах семьи.

Дети, видящие добро с детства, будут стремиться делать его на протяжении всей жизни.

Понятие доброты – вовсе не такое простое, как кажется. Однако каждый из нас может различить добрые и злые поступки. Обучая добру с раннего детства, вы воспитаете ребёнка добрым: это станет частью его личности, основой характера. Хорошо, когда, воспитание доброты осуществляется в комплексе: родители много рассказывают, читают вместе и обсуждают книги, учатся на добрых мультфильмах. Лучший урок доброты – собственный пример.

Ребёнок должен ежедневно видеть доброе отношение родителей к людям.

Не кричите на детей и членов семьи. Поддерживайте спокойные отношения с родными дома, соседями, спокойно обсуждайте сложившиеся ситуации, прощайте и жалейте домашних. Это и есть – повседневные бытовые уроки доброты.

Оправдывайте людей и их поступки. Учитесь замечать не зло, а обстоятельства. С помощью этих методов вы воспитаете хорошего ребёнка, который не относится враждебно к миру, считая окружающих хитрецами и наглецами, а личность снисходительную и терпимую к поступкам других.

Отличный способ воспитать доброго ребёнка – это совместный просмотр добрых мультфильмов и чтение сказок о добре с последующим их обсуждением.

Мультфильмы. Современным детям нравятся вовсе не те мультфильмы, которые мы, родители, любили в детстве. Попросите кроху присоединиться к вам и просмотреть старые добрые мультики. Расскажите малышу о ваших детских переживаниях: как вы боялись Бабу Ягу или переживали за Алёнушку. Ваша искренность будет способствовать тому, чтобы малыш научился различать эмоциональные состояния, сочувствовать и переживать, жалеть. При таких просмотрах между ребёнком и родителем возникнет атмосфера доверия, незримая связь, которая сориентирует его на правильный путь в жизни - путь добра, милосердия, сострадания. Поэтому, чаще смотрите старые мультфильмы, покупайте диски с ними вместе с ребёнком, разучивайте и пойте песенки добрых героев. Атмосфера совместного просмотра и добрые истины старых мультфильмов помогут воспитать по-настоящему доброго ребёнка.

Сказки. Часто ли вы читаете своему ребёнку сказки? Именно настоящие сказки – например, народные, в которых герой, преодолевая трудности и преграды, побеждает зло? Конечно, проще включить ребёнку телевизор. Но ничто не заменит мамино чтение, особенно, если сказка учит добру. Не говорите, что у вас нет времени. Время для проявления недовольства и чтения нотаций находится почему-то всегда. Куда лучше завести привычку воспитывать ребёнка с помощью сказок. Сказки – это понятный для ребёнка язык, с помощью которого он лучше будет понимать уроки нравственности. Обсуждая поведение героев, мы учим ребёнка отличать хорошее поведение от плохого. Эмоциональный язык сказок научит ребёнка различать эмоции, переживать, сочувствовать. При выборе сказок в книжном магазине помните: сказка должна учить чему-то хорошему. Именно это и есть главное назначение сказки. Малышам подходят короткие поучительные сказки. Ребятам постарше – с яркими героями, совершающими разнообразные поступки. После прочтения сказки, поговорите с ребёнком (можно не сразу, а через какое-то время). Предложите малышу оценить поступки героев, проявить своё отношение к событиям. Наблюдая за ребёнком и слушая его рассуждения, вы сможете понять его отношение ко многим вещам. Вы можете удивиться тому, что ребёнок радуется, если злую колдунью привязали к лошади и она в муках умрёт или же узнаёт о том, что царь сварился в молоке. Как вы отнесётесь к тому? Как считаете: зло нужно наказывать, но, может быть, не таким жестоким образом? Обсуждайте с ребёнком прочитанное. Не понравившийся конец сказки замените своим вариантом, придуманным вместе с ребёнком. Предложите малышу поразмыслить, как перевоспитать недоброго персонажа? Как сделать его добрым? Выступая в роли защитника, ребёнок учится быть добрее. Ищите в сказках незаметное добро. Поощряйте стремление малыша пожалеть злодея: пусть малыш поверит в то, что всегда можно всё исправить.

Не учите ребёнка давать сдачу. Это учит лишь агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами. Чаще читайте ребёнку поучительные народные сказки.

Учите ухаживать за животными. По возможности, заведите питомца дома и учите ребёнка заботиться о нём. Заботясь о животных, дети становятся добрее. Читайте книжки о животных, смотрите фильмы с их участием.

Учите малыша делиться. Расскажите, что жадничать - плохо.

Поговорите с ребёнком о разнообразии людей вокруг нас. Расскажите, как непросто живётся детям-инвалидам и детям-сиротам.

Научите ребёнка помогать в домашних делах. Так привычка заботиться о родных закрепится у него навсегда.

Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.

Научно доказано, что ребёнку для полноценного развития необходимо до 12 объятий каждый день. Целуйте и обнимайте ребёнка: любовь способствует воспитанию доброты.

Учите ребёнка помогать нуждающимся и слабым, заботиться о близких, не обижать младших и животных. Воспитывайте умение делать добро каждый день. Становясь добрее и милосерднее, ребёнок правильно развивается эмоционально, благодаря чему формируются такие чувства как ответственность и отзывчивость. Посейте в малыше любовь, так вы сможете вырастить хорошего человека.

Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Большакова Марьям Мухамет-Галиевна


Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людьми, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, готовность понять другого.

Проблема нравственного воспитания интересовала педагогическую науку на протяжении долгих лет. Во все времена ценились в людях такие качества, как доброта, справедливость, милосердие, честность, отзывчивость, уважение к людям. Эти качества провозглашались как особо ценностные категории в трудах Я. А. Каменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского др.

В период после Октябрьской революции в России теория нравственного воспитания подверглась существенной переработке, в результате была отвергнута идея вечной и неизменной нравственности, подчеркивался классовый характер нравственности. В результате в течение многих десятилетий в воспитательном процессе отдавалось предпочтение идейно-политическому воспитанию в ущерб нравственному. Но лучшие педагоги в своей деятельности исходили, прежде всего, из воспитания глубоко нравственных качеств личности. Так, на необходимость воспитания в детях нравственных качеств и нравственного поведения обращали внимание А. С. Макаренко, уделявший особое внимание формированию нравственных отношений в детском коллективе, В. А. Сухомлинский, показавший тесную связь нравственного воспитания с развитием эмоциональной сферы ребенка, его умением переживать, радоваться за других, воплотивший свои взгляды в практической деятельности, Ш. А. Амонашвили, обративший особое внимание на влияние взаимоотношений педагога и детей, родителей и детей на процесс нравственного воспитания, и другие.

Проблема нравственного воспитания сегодня приобретает особую актуальность. Недооценка воспитания нравственных качеств оборачивается изъянами в облике всего общества. Сегодня дефицит нравственности стал источником многих противоречий, наблюдаемых в нашей жизни. Все чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым.

В нашем детском саду было проведено исследование с целью выявления уровня представлений дошкольников о таких нравственных качеств «доброта», «милосердие», «культура поведения». Обследовались дети подготовительной к школе группе в количестве 20 человек. В ходе исследования нами использовался метод проблемных ситуаций. Детям были предложены игровые ситуации, в которых необходимо было сделать нравственный выбор. Ситуации включали в себя следующее:

1 ситуация . Исследование проявления милосердия.

Дети играют во дворе. Вдруг один из них упал и сильно ушибся. От боли он заплакал.

2 ситуация . Исследование проявления доброты.

На занятии Маша рисовала дерево. Вдруг у нее сломался зеленый карандаш. Она расстроена. Говорит своему товарищу: «Я сильно нажимала и сломала карандаш»

3 ситуация . Исследование культуры поведения.

Мальчик (девочка) возвращается домой из детского сада. Навстречу ему идет другой мальчик, нечаянно задевает его и говорит: «Извини!»

Дети выбирали различные варианты поведения в данных ситуациях. Одни из них, показавшие высокий уровень нравственных представлений, в ситуации «милосердие» прекращали игру, успокаивали товарища, оказывали первую помощь; в ситуации «Доброта» сочувствовали Маше и предлагали свой карандаш; в ситуации «Культура поведения» спокойно реагировали на произошедшее, отвечая: «Ничего страшного! », «Бывает! » и т. п. Другие – в первой ситуации проявляли сочувствие на словах («Ну как же ты так! », «Больно», «Не плачь» и т. д.) ; во второй ситуации предлагали обратиться за помощью воспитателю, в третьей ситуации высказывали неудовольствие: «Смотреть нужно! » и т. д.

Третьи – или не обращали внимания на своего товарища, попавшего в беду, смеялись над ним, дразнили; не проявляли сочувствия девочке, сломавший карандаш, («Нужно было не нажимать так сильно»), вступали в конфликт.

Анализ результатов исследования показал, что у детей в основном преобладает средний уровень сформированности добрых чувств, представлений, адекватного поведения, т. е. дети, понимали бедственное положение товарища, сочувствовали ему, но не выражали желания помочь делом. Полученные результаты утвердили нас в мысли, что необходима систематическая и целенаправленная работа по нравственному воспитанию дошкольников.

Нравственное воспитание детей – достаточно сложный процесс. С течением времени ребенок постепенно овладевает общепринятыми в обществе нормами поведения и взаимоотношений. Но путь этот долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому так важна роль взрослого, с помощью которого этот процесс осуществляется. Источником развития доброты, милосердия, сочувствия у дошкольника выступают взаимоотношения с близкими людьми. Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников, чутко реагируют на проявления недоброжелательности. Очень важно, чтобы они распространяли гуманные чувства не только на себя, а умели сострадать другим людям, быть милосердными. Ребенок должен знать, что такое быть милосердным, честным, справедливым, добрым и т. п. Дети должны уметь ответить на вопросы, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Приучая детей раздумывать над поступками, мы развиваем их сознание. С этой целью мы используем в работе с детьми групповые и индивидуальные беседы о добрых поступках людей, обогащаем их речь такими словами, как «добрый», «чуткий», «отзывчивый». Чаще всего подобные беседы проводятся после чтения художественных произведений. Так, в беседе по рассказу Я. Сегеля «Как я был мамой», цель которой – вызвать у детей желание заботиться о малышах (накормить, позабавить, спеть песенку, помочь одеться) после чтения рассказа воспитатель предлагает детям подумать над вопросами:

Чем вам понравился рассказ?

Как вы думаете, за что Яшу могли поблагодарить родители маленького Саши?

Как вы считаете – кормить маленького ребенка – это трудная работа? А что об этом говорит автор?

Как Яша уговорил Сашу поесть? Как он создавал у него хорошее настроение?

Как Яша укладывал спать малыша?

В заключении воспитатель говорит детям о том, что воспитательница младшей группы попросила прислать к ней помощников. На вопрос о том, кто бы хотел помочь малышам, подняли руки все дети, что говорит об эффективности беседы.

Читая детям ненецкую сказку «Кукушка» — о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от недобрых, черствых сыновей, мы спрашиваем детей: «Вам жалко сыновей? », стремясь тем самым подвести их к выводу жалости, сострадания – ведь они остались совсем одни. Стремясь воспитывать у детей заботу о тех, кто нуждается в помощи, защите, сочувствии, проводим беседы по произведениям Н. Артюховой «Трудный вечер», Е. Благининой «Посидим в тишине», А. Барто «Вовка-добрая душа» и др. Цель таких бесед – показать детям, что ласковое, доброе слово, хорошее отношение к человеку действует быстрее и эффективнее, чем сила.

Мы стремимся чаще создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить свою самостоятельность, активность. Дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. Осознание детьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений о доброте и милосердии, а, следовательно, и развитию их чувств, поведения.

Поэтому в своей работе мы предлагаем детям ситуации морального выбора, когда ребенок оказывается «на распутье» перед несколькими одинаково возможными, но разными по своему нравственному смыслу линиями поведения, из которых он должен предпочесть одну. Например, воспитатель говорит ребенку: «Ты можешь пойти поиграть. Но если хочешь, помоги товарищу – у него задание оказалось труднее, чем у тебя. Сам выбери, что станешь делать»

Развивая представления детей о понятии «доброта», «сочувствие», мы используем ситуации:

1. В детском саду праздник. Все пришли нарядные. Только Маша пришла в обычном платье. Нина спросила: «Почему ты не нарядная? » Маша ответила: «У меня мама заболела» и заплакала.

2. Мама пришла с работы усталой. Дочка смотрит телевизор.

В данных ситуациях детям требовалось проявить сочувствие, способы доброжелательного поведения, найти пути решения проблемы. Ценность данной формы работы с детьми состояла в том, что она давала им возможность тренировки в доброжелательном поведении.

В формировании у дошкольников нравственных качеств особое значение имеет сотрудничество родителей и воспитателей. В работе с родителями в детском саду проводится анкетирование, готовятся библиотечки книг для семейного чтения. На одном из родительских собраний на тему «Воспитания у детей доброты и милосердия» педагог предложил родителям правила воспитания ребенка:

1. Люби своего ребенка!

2. Охраняй своего ребенка!

3. Будь добрым примером для него!

4. Играй со своим ребенком!

5. Трудись со своим ребенком!

6. Предоставляй ребенку возможность переживаний!

В результате систематической работы по воспитанию у детей гуманных чувств, дошкольники стали более доброжелательными по отношению друг к другу, научились прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноваты, научились считаться с желаниями и интересами других.

Это убедило нас в необходимости воспитания у детей нравственных качеств посредством различных форм и методов, в тесном сотрудничестве с родителями.

«Как воспитать в ребенке доброту?»

Что такое доброта? Что это такое доброта?

И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.

Доброта – это когда, доброта – это тогда, когда

Все друг другу друзья и летать все могут!

Так поется в детской песенке!

Каждый ответственный родитель должен знать одну простую истину: дети в маленьком возрасте делают не то, чему словесно учат их родители, а то, что родители делают сами. Этот период хорош тем, что родители являются абсолютным и неоспоримым авторитетом для своих малышей и могут максимально повлиять на их поведение и воспитание в целом. Поэтому, что вам необходимо делать – это стать “эталоном доброты” для своего ребенка. Не забывайте об этом и следите, чтобы ваши поступки никогда не расходились с вашими поучениями. Ведь если вы будете учить ребенка чему-либо, а себе позволять поблажки, поверьте, ваше чадо поведет себя так же, как вы, хотя и будет понимать, что это плохо. Будьте для ребенка идеальным примером доброты, сочувствия, понимания и благородства. Пройдет несколько лет, и у него появятся новые авторитеты и примеры для подражания. Поэтому постарайтесь максимально использовать этот период для того, чтобы вложить в малыша все необходимые знания и навыки. Подбирайте на улице мусор и бросайте его в урны, приучая ребенка к тому же. Посадите возле дома цветы, и пусть малыш учится за ними ухаживать.

Ни в коем случае не балуйте чрезмерно своего малыша. Все дети эгоисты, это норма. И большинство родителей, особенно те, кто очень занят на работе и редко видится со своим ребенком, стараются загладить свою вину постоянными подарками, сладостями и удовлетворением всех капризов ребенка. Это совершенно неправильно. Такое поведение родителей до добра не доводит. Детский эгоизм поощрять никак нельзя. Если родитель идет на поводу у всех капризов своего ребенка, то в ответ он рано или поздно получит злость и агрессию.
Есть люди, которым гораздо приятнее делать подарки кому-либо, чем получать эти подарки самому. Это характеризует человека с исключительно положительной стороны, говорит о его доброте. Научите своего ребенка щедрости, внушите, что с людьми надо делиться и делать им добро. Это очень сложная задача, так как даже взрослого человека порой трудно заставить отдать что-то другому. Что уж говорить о детях, ведь для них каждая конфета, каждая игрушка – это великая ценность и просто клад. Здесь нужно опять же использовать свой авторитет. Ну, например, накупите конфет и, отправляя ребенка на улицу поиграть, скажите ему, чтобы он угостил своих приятелей. Или еще. Если ваш ребенок просит какую-то новую игрушку, скажите ему, что нужно кому-нибудь подарить одну старую, чтобы для новой было место. Пусть ребенок сам выберет игрушку, которую хочет подарить, и сам решит, кому ее отдать. Еще, как вариант, помогайте бездомным животным. Можно регулярно кормить их, можно подыскать им приют или семью. Такие поступки тоже очень стимулируют в ребенке доброту.

Для воспитания в ребенке таких чувств, как добро, благородство, сочувствие, трудолюбие, идеально подходят советские мультфильмы и сказки. Помимо того, что они несут в себе глубокий смысл, они еще и помогают развить фантазию, музыкальность, память и речь. Попробуйте сами сочинять ребенку сказки и не ленитесь рассказывать перед сном. Учите по ним ребенка доброте, рассказывая о помощи животных друг другу, о помощи людей животным, примеры могут быть разнообразные, главное, чтобы мораль была одна: нести в мир добро и радость.

Очень много времени нужно тратить на общение с ребенком. Ни в коем случае ваш малыш не должен чувствовать себя одиноким и забытым. Постарайтесь проводить с ним как можно больше свободного времени, и не просто смотря вместе телевизор, а общаясь. Замечено, что детям, которым недостает родительского внимания, свойственна агрессия.

Ни в коем случае не ругайтесь при ребенке. В порыве гнева можно сказать много жестоких и некрасивых вещей. Ребенок же, услышав это, подумает: если маме и папе можно так говорить и делать, значит, могу и я.

«Фильтруйте» телевидение. Неокрепшая психика ребенка может быть травмирована от одного кадра. Также не забывайте о компьютерных играх. Ни одна из них не должна носить агрессивный характер.

Не проявляйте жестокость к домашним животным при ребенке. Даже если любимый питомец нашкодил, постарайтесь сдержать себя и отчитать его умеренно либо накажите, как считаете нужным, не в присутствии ребенка.

Что значит быть хорошим родителем? Проведенное недавно исследование показывает, что если родители хвалят ребенка за попытку, а не за способности, они успешнее развивают в нем трудолюбие, а ребенок получает большую мотивацию продолжать совершенствоваться.

Нам, родителям, очень важно, чтобы ребенок умел ставить перед собой цели, шел к ним и добивался успеха. И все же нас в гораздо большей степени заботит то, станут ли наши дети сострадательными и готовыми прийти на помощь. Опросы показывают, что в США родители (особенно - приехавшие из Европы, испаноговорящих стран и из Африки), умение ребенка позаботиться о ближнем ценят гораздо выше , чем достижение успеха. Те же тенденции сохраняются в других странах мира. Когда представителей 50 различных стран просили назвать принципы, которыми они руководствуются в жизни, основной ценностной характеристикой оказалось не умение достигать успеха, а забота и отзывчивость.

Несмотря на важность этих качеств в нашей жизни, обучение детей заботе о ближнем дается непросто. В израильском исследовании, охватившем около 600 семей, многие родители, высоко ценившие доброту и сострадание, так и не смогли воспитать эти качества в детях.

Может, дело в том, что некоторые дети от природы добры, а другие - нет? На протяжении последних десяти лет я изучал случаи, когда успеха достигали люди, часто помогавшие другим и не требовавшие при этом ничего взамен. Я — отец двух дочерей и сына, и мне всегда было интересно знать, как воспитывается в людях великодушие и щедрость.

Наблюдение за биологическими близнецами показывает, что от четверти до половины случаев, выявляющих склонность к отзывчивости и заботе о другом человеке, говорят о врожденном характере этих качеств. Тем не менее, нельзя недооценивать фактор воспитания. Но даже самые прилежные родители, воспитывающие своих детей похвалой хорошего поведения, укоризной при негативных проявлениях и вербализацией своих ценностных ориентиров , зачастую и не подозревают, что их и методы могут принести нежелательные результаты.

К двум годам дети уже испытывают многие эмоции, связанные с моралью, - чувства, вызванные понятием правильно-неправильно. Для закрепления заботы о ближнем как навыка правильного поведения, как показывает исследование, похвала подходит лучше, чем награда. Награда может вызвать в детях проявления вынужденной доброты, когда ребенка манит перспектива пряника. Похвала же показывает ребенку, что делиться с другими хорошо просто потому, что это правильно. Но какой именно похвалы заслуживают ранние проявления великодушия у наших детей?

Многие родители считают, что очень важно хвалить поведение, правильное действие, а не самого ребенка. Таким образом, ребенок учится повторять поступки, приведшие к похвале. Я знаю родителей, которые вместо того, чтобы сказать «ты — хороший помощник», всегда скажут «ты нам сейчас очень помог».

Правилен ли такой подход? В своем весьма интересном эксперименте Джоан Грусек и Эрика Редлер изучают, что происходит, когда мы хвалим великодушные поступки, а не характер. В ходе эксперимента 7 и 8-летние дети зарабатывают стеклянные шарики и отдают их детям из бедных семей, за что получают похвалу.

Разные дети, по замыслу исследователей, получают разную похвалу. Кого-то из детей хвалят за действие: «Хорошо, что ты отдал свои шарики детишкам из бедных семей. Это очень хороший поступок, он им поможет». Других детей хвалят за их характер: «Ты — человек, который любит помогать другим. Да-да, ты очень хороший человек и всегда готов прийти на помощь».

Похвала становится особенно действенной в тот критический период, когда дети начинают понимать свой характер. Когда исследователи Джоана Грусек и Эрика Редлер хвалили 5-летних за их характер, то воздействие похвалы не было долговременным: дети, вероятнее всего, были слишком малы, чтобы их моральное поведение приобрело устойчивость. Но к 10 годам разница между похвалой характера и похвалой действий исчезала: действенными оказывались и то, и другое. Великодушие как качество характера становится явным около 8 лет, когда дети уже начинают осознавать себя личностями.

Похвала за хорошее поведение может быть лишь половиной дела. Надо помнить, что наша реакция на плохое поведение тоже имеет свои последствия. Когда поведение детей приводит к неприятностям, они обычно чувствуют либо стыд, либо вину. Вопреки обычному убеждению о взаимозаменяемости этих эмоций, исследование психолога Джун Прайс Тэнгней показывает, что эти чувства вызваны разными причинами и имеют различные последствия.

Стыд — чувство, испытываемое от мысли, что я плохой человек. Вина же — чувство вызванное осознанием того, что человек совершил неправильный поступок. Стыд состоит в осуждении своего я, что само по себе весьма разрушительно: дети под воздействием стыда начинают чувствовать себя еще менее значительными и более ничтожными, и они отвечают либо гневом, либо попыткой избежать ситуации. Вина же, напротив, - это осуждение негативного действия, которое можно компенсировать засчет хорошего поведения. Когда дети чувствуют вину, они испытывают угрызения совести и сожаление, сочувствуя человеку, которому причинили боль, и стремятся исправить ситуацию.

В исследовании, возглавляемом психологом Карен Капловиц Баррет, родителям было предложено проранжировать способность своих детей испытывать в домашних условиях различные оттенки стыда и вины. Дети получали тряпичную куклу, и, когда они играли с ней в одиночестве, у куклы отваливалась нога. Дети, склонные к ощущению стыда, не хотели встречаться с исследователем и не признавались, что сломали куклу. Дети, склонные к ощущению вины, старались починить куклу, подойти к исследователю, объяснить произошедшее. «Стыдящиеся» дети уклонялись от общения, «виновные» старались поправить ситуацию.

Если мы хотим, чтобы наши дети заботились о других людях, нам необходимо научить их чувствовать вину, а не стыд в тех случаях, когда они ведут себя неправильно. В своем отзыве об исследовании, посвященном эмоциям и моральному развитию, психолог Нэнси Эйзенберг предполагает, что стыд появляется у детей, когда родители гневаются, когда они поступают без любви, стараются проявить свою власть угрозами и наказанием. Тогда дети могут поверить в то, что они плохие. Не желая вызвать у ребенка этого состояния, некоторые родители не приучают детей к дисциплине, что, в свою очередь, может замедлить развитие навыков морального поведения.

Самый эффективный способ выразить неудовольствие поведением ребенка — показать разочарование. В соответствии с исследованиями профессора Эйзенберга и Дэвида Шаффера, родители воспитывают заботливых детей, выражая разочарование и объясняя, почему это поведение неприемлемо, как оно влияет на других людей, как можно ситуацию исправить. Это позволяет детям формировать критерии для оценки собственных действий, способность к эмпатии и ответственному поведению в отношении других людей, чувство моральной идентичности, необходимой для воспитания готовности прийти на помощь другому. Польза от выражения разочарования состоит в транслировании неодобрения плохого поведения и усилено высокими ожиданиями и возможностью исправления поведения. «Ты — хороший человек, даже если ты сделал что-то неправильно, и я знаю, что ты способен исправиться».

Можно осуждать плохое поведение и хвалить хорошее, но воспитание доброты в ребенке требует не только своевременной реакции на действия детей. Родителям необходимо проявлять инициативу и обучать детей тому, что они сами считают ценным. Многие из нас делают это неверно.

В классическом эксперименте, в котором участвовали 140 учеников с первого по восьмой класс, психолог Филипп Раштон раздал детям жетоны за победу в игре, которые те могли оставить себе или отдать ребенку, не имевшему возможность заработать этот жетон. Но сперва дети видели, как учитель сам выигрывал жетон, затем проявлял либо эгоизм, либо великодушие, после чего обращался к детям с речью о личной выгоде или о жертвенности. Влияние взрослого оказывалось весьма существенным: дела для детей были важнее слов. Когда взрослый проявлял эгоизм, дети ему подражали. Слова не вызывали серьезного изменения в поведении: дети все равно отдавали меньше жетонов после наблюдения эгоистичного поведения, хотя на словах взрослые могли учить их как заботе о личной выгоде, так и жертвенности. Когда взрослый вел себя щедро, а затем говорил о жертвенности, школьники отдавали большое число жетонов — на 85% больше, чем в первом случае. Когда же взрослый убеждал детей позаботиться о личной выгоде, хотя до этого вел себя щедро, школьники все равно отдавали жетонов на 49% больше, чем в первой ситуации. Дети узнают о щедрости не через услышанное, а наблюдая за поступками взрослых.

Для того, чтобы оценить долговременный эффект этого эксперимента, исследователи через два месяца еще раз провели наблюдение за этими же детьми во время игры. Необходимо было понять, как влияют на детскую способность жертвовать слова и дела через два месяца.

Самыми щедрыми оказались те дети, которые видели, как учитель жертвует своими жетонами и ничего при этом не говорит. Через два месяца эти дети были на 31% более щедрыми, чем те, которые видели щедрость учителя и слышали его слова о щедрости. Результат этого исследования ясен: если вы сами не проявляете щедрости, слова в краткосрочной перспективе могут не помочь, в долгосрочной же перспективе слова менее эффективны, чем деятельная щедрость, не подкрепленная никакими словами.

Часто люди считают, что поступки определяются характером , но когда дело касается воспитания морали в детях, необходимо помнить, что характер сам по себе формируется под воздействием практических дел. Психолог Карл Уик часто задавал вопрос: «Откуда мне знать, кто передо мной, если я не вижу, что он делает? Откуда мне знать, что человек ценит, если не вижу, чем он живет?»