Какие крепления выбрать для беговых лыж. Лыжные ботинки с креплением NNN

Лыжи сегодня производят самого разного назначения – для новичков и опытных спортсменов, для бега или гор.

Соответственно, модели различаются по материалам, из которых они изготавливаются, длине и ширине и обязательно по типам креплений.

Поскольку от выбранных креплений зависит выбор лыжной обуви, а иногда требуются даже особые конструктивные решения в устройстве самих лыж, вопрос с ними следует решать в первую очередь.

Крепления ретро-стиль

Считаются устаревшими, но все еще используются крепления, известные как NN-75 . Это те устройства, что родители нынешних спортсменов привыкли именовать жесткими.

Состоят они из пластины со штырьками и прижимной скобы. Ботинки для таких креплений должны иметь соответствующие отверстия в подошве.

Такие крепления очень дешевы, но постепенно вытесняются другими конструкциями.

Утверждается, что они не позволяют использовать коньковый ход (хотя советским лыжникам-непрофессионалам это как-то удавалось). Но факт, что эта система оставляет пятку незафиксированной.

Современная мода — SNS и NNN

Наиболее распространенные сегодня типы креплений для беговых лыж называют SNS и NNN . Каждая из них требует особого типа обуви, совместимость между ними отсутствует (хотя она возможна внутри одной группы креплений).

Обе эти системы отличаются наличием вместо штырьков своеобразных направляющих (в первом случае – одного, во втором – двух), которые надежно фиксируют ногу с помощью аналогичных желобков в подошве ботинок.

Оба типа крепления различают по жесткости. Определяется она показателями резинок, в которые упирается ботинок при толчке. Их можно различать по цвету либо нанесенной числовой маркировке. Крепления SNS для конькового хода выпускают иногда со специальными пружинами вместо резинок.

Система NNN же отличается более близким к стопе (почти под пальцами) расположением фиксирующей пружины, что также облегчает перемещение «коньком».

В обоих этих типах присутствуют разновидности, застегивающиеся автоматически и требующие работы руками. Опытные спортсмены обычно выбирают SNS с ручным застегиванием (они надежнее), а новички – NNN с автоматикой (они дешевле). Крепления этих типов подходят под любой размер обуви.

Техническая новинка NIS

Еще один тип лыжных креплений для беговых лыж появился в 2005 году. Его условное обозначение – NIS . Разница здесь не в принципе фиксации ботинка, а в подходе к идее установки самих креплений на лыжах.

Их можно крепить без шурупов, очень быстро, а также передвигать вдоль лыжи. Проблема в одном – для этого годятся только лыжи, на которые фабричным способом уже установлена соответствующая платформа.

Специальной обуви в этом случае не нужно – подойдут ботинки с подошвой стандарта.

Если же спортсмен намерен делать на лыжах только первые шаги, ему лучше первое снаряжение приобретать сообразно рекомендациям консультанта-профессионала.

И не нужно стремиться немедленно купить все самое дорогое – такое оборудование предназначено для профессионалов, а новичкам подойдут совсем другие модели и конструкции.

Видео по теме креплений

Опубликовано: 5 февраля 2016 года.

Как выбрать ботинки для беговых лыж

При выборе ботинок для беговых лыж необходимо определиться как часто и каким стилем предполагается бегать. Если планируется выходить на лыжню всего лишь несколько раз за сезон, то стоит ли тратить серьёзные суммы на экипировку? И наоборот, если предполагается довольно часто кататься на лыжах или вовсе заниматься спортом, то к выбору ботинок нужно подойти посерьёзнее.

В том и другом случае можно подобрать достойные и качественные ботинки и крепления. Вообще, цена при выборе ботинок и креплений играет далеко не главную роль. Самое важное, чтобы в выбранной спортивной обуви было удобно бегать. А вот о креплениях стоит задумываться только после того, как уже выбрали ботинки. Это потому, что они изготавливаются под конкретный тип креплений.

Многие фирмы выпускают модели ботинок, специально рассчитанные на мужчин и на женщин, а также детские модели. Это разнообразие продиктовано различием в анатомическом строении. У мужчин стопы гораздо шире, чем у женщин. Кроме того, женские и детские ботинки делают более нарядными.

Раз уж выбор лыжных ботинок и креплений к ним взаимосвязаны, то стоит немного узнать и о лыжных креплениях.

Какие бывают крепления для лыж

Для валенок крепления для лыж бывают мягкими, сделанными из кожаных ремешков. Для другой обуви, крепления могут быть полужёсткими и жёсткими. Такими были крепления очень давно. И сегодня они уже не применяются для бега на лыжах. В валенках сегодня никто не катается на лыжах.

Сегодня все катаются в лыжных ботинках. Но ботинки тоже бывают различными. Они ведь изготавливаются под определённые крепления. А какие их виды используют сегодня?

Типы лыжных креплений

Сегодня используются четыре типа лыжных креплений:

  1. NN 75
  2. Рассмотрим поподробнее каждый тип крепления.

NN 75 или Nordic Norm 75, где цифры обозначают ширину крепления. Это уже малоиспользуемый тип креплений. Он представляет из себя металлический корпус в виде подковки с тремя стержнями — выступами. Для него используется ботинок с выступающей немного вперёд подошвой. На стержни крепления он устанавливается, выступающей частью подошвы, в которой есть соответственно три отверстия.

Затем передняя, выступающая часть подошвы зажимается металлической скобой и защёлкивается специальной защёлкой. Ботинок с таким креплением держится на лыже недостаточно плотно и может немного болтаться. Для конькового хода он вообще не приспособлен. Но ведь ещё каких-то двадцать лет назад именно на таких креплениях и ботинках и катались все.

Но прогресс не стоит на месте. И норвежская компания Rottefella усовершенствовала своё творение, и не мудрствуя лукаво назвала его NNN, добавив в старое название ещё одну букву.

NNN или New Nordic Norm. Крепление выполнено в виде пластины, которая крепится на лыжу. Она имеет две продольные направляющие, которые фиксируют ботинок от поперечного перемещения. На подошве ботинка предусмотрены две продольные выемки под направляющие крепления. В передней части подошвы ботинка вмонтирован поперечный стержень, которым он защёлкивается на креплении.

Таким образом ботинок фиксируется в продольном направлении. А чтобы он не болтался на этом стержне, его передняя часть упирается в специальную резинку — упор. Подбирая жёсткость этой резинки можно управлять жёсткостью всего крепления. Креплениями компании Rottefella пользуются такие известные компании как Rossignol, Fischer, Alpina, karhu.

NlS или Nordic lntegrated System появилась в 2005 году всё в той же компании Rottefella. Крепление ставится на лыжи без использования шурупов. Однако лыжи должны быть для этого специально подготовлены. На них должна быть установлена платформа NIS. В остальном крепления почти не отличаются от прежней версии.

Этот тип креплений используют такие гранды спортивной экипировки как Rossignol, Alpina и Madshus. Соответственно и цена у таких креплений выше.

SNS или Salomon Nordic System – крепления для беговых лыж разработанные, как видно из названия, французской компанией Salomon. Ботинок фиксируется на лыже с помощью одной продольной направляющей. Впереди ботинок зафиксирован упором из резины.

Компания выпускает 2 модели креплений: Pilot и Profil . Крепления первого типа специализированные и предназначены только для использования при коньковом ходе. Из-за этого они имеют две направляющие, а вместо резиновых упоров применены пружинные. А модель Profil является универсальной и традиционной для фирмы. Креплениями компании Salomon пользуются Adidas, Atomic, Spine, ну и сама фирма Salomon.

Какие крепления для беговых лыж лучше

Сказать однозначно какие крепления для лыж лучше нельзя. Но попробуем всё же разобраться в этом вопросе.

Устаревшее крепление NN 75, хоть и используется всё реже и реже, но значительно дешевле других типов. И, несмотря на свои недостатки, всё ещё находит поклонников. Кроме того, его часто покупают детям. Цена его сравнительно небольшая, а растущему ребёнку ботинок придётся менять уже через год – два.

Крепление типа NIS используют в основном профессионалы и увлечённые спортсмены. Это связано прежде всего с его ценой. А преимущества не столь очевидны. Поэтому самые распространёнными креплениями являются NNN и SNS.

Крепление для лыж NNN и SNS и их отличие друг от друга

Крепления обеих типов похожи по форме друг на друга. Принципиальных различий тоже немного. Основное различие в том, что тип SNS использует одну продольную направляющую, а тип NNN имеет две продольных направляющих. Для лыжника они примерно равнозначны. И те, и другие используют и спортсмены профессионалы и любители.

Как выбрать лыжные ботинки по размеру

Для того, чтобы ботинки удобно сидели на ноге, они должны быть правильно подобраны по размеру. Для этого их необходимо померить. Мерить их нужно, одев те носки, с которыми их предполагается носить.

Если у лыжника уже есть некоторый опыт, то и хорошо. Если нет, то при выборе носков лучше немного перестраховаться. Или хотите, чтобы ноги мёрзли? А если нет, то можно приобрести специально для такого случая термоноски. А ещё подойдут бабушкины шерстяные носки. В крайнем случае можно одеть несколько пар носков.

После того как ботинки одеты, их зашнуровывают. Если есть возможность, нужно немного походить туда – сюда. Если выбирается обувь для классики, то попробуйте встать на носки, как бы выполняя толчок ногой. Если подбирается обувь для конька, то поставьте ногу с наклоном, имитируя коньковый ход. Если всё хорошо и ноге удобно, то можно покупать.

Как выбрать ботинки для лыж в зависимости от стиля бега

От того, коньковым или классическим ходом предполагается кататься, тоже зависит выбор ботинок и креплений. Разные стили предъявляют и разные требования к ботинкам и креплениям. Так, например, для конькового хода, ботинки делают более высокими и жёсткими. Для классики покороче и помягче. Все основные фирмы, выпускающие спортивный инвентарь, предлагают ботинки и для конька, и для классики.

Как выбрать ботинки лыжные беговые для конькового хода

Для конькового хода ботинки выпускают более высокими. Это сделано для того, чтобы зафиксировать голеностопный сустав. Стиль бега коньковым ходом предполагает, что во время толчка нога ставится с наклоном, а лыжа на ребро. И чтобы не вывернуть сустав и снизить на него нагрузку, его фиксируют высоким ботинком.

Здесь используется более плотная подошва. Сам ботинок более плотно садится на ногу. Он изготавливается с учётом анатомического строения ноги. Для конькового хода можно использовать ботинки с креплениями обеих типов: SNS и NNN. Кроме того, существуют комбинированные ботинки. Это, что-то среднее между классикой и коньком. А для фиксации голеностопа в них используется съёмная манжета.

Как выбрать лыжные ботинки для классического хода

Лыжные ботинки для классического хода, будь то изделие от Фишер, Саломон, Альпина или другой фирмы немного короче, чем для конькового хода. Здесь нет необходимости фиксировать голеностопный сустав. Но, всё же, ботинки для классики изготавливаются передовыми фирмами с учётом очень многих требований, предъявляемых к коньковым ботинкам.

Ботинок для классики немного легче конькового. В них используется более мягкая подошва. Крепления используются и SNS, и NNN. Только если предпочтение будет отдано типу SNS, следует учесть небольшой нюанс. Ботинки с креплением Profil не подходит на крепление Pilot. А наоборот, вполне подойдёт. Но не забывайте, что Pilot предназначен только для конькового хода.

Сколько стоят лыжные ботинки и крепления

Современные ботинки для лыж от известных фирм изготавливаются из высококачественных синтетических материалов и из качественной натуральной кожи, пуха. Поэтому они очень лёгкие и тёплые. Соответственно стоят они существенно дороже изделий менее известных фирм.

Разброс цен очень большой. Это и понятно. Начинаются они от одной тысячи за ботинки попроще, до нескольких десятков тысяч за изделие для профессионалов. Хорошие же можно приобрести за две – четыре тысячи рублей. Хорошие крепления также начинаются от тысячи рублей и заканчиваются многими тысячами.

Лыжи – это один из самых популярных снарядов для зимних видов спорта. Среди любителей и профессионалов жарко идут дебаты по поводу лучшего варианта крепления – NNN или SNS. Какая альтернатива более надёжна, и в чём вообще разница между ними? Отличия видны уже при поверхностном изучении вопроса.

Определение

NNN – это особая система крепежа ботинка к беговым лыжам, предложенная компанией Rottefella из Норвегии. Отличительная особенность – наличие двух параллельных флексоров (упоров), в которые опирается носок обуви при толчке. Крепление является универсальным и подходит для любых ботинок, выпущенных для NNN, за исключением детских и юношеских.

Крепление NNN

SNS – это система крепежа обуви к беговым лыжам, созданная компанией Salomon из Франции. Важнейшая особенность конструкции – наличие центрального выступа, в который упирается носок ботинка при толчке. Наличие двух скоб (одна из которых находится перед носком) для фиксации обуви позволяет повысить управляемость лыжи, которая более чутко реагирует на движения спортсмена.


Крепление SNS

Сравнение

Таким образом, вопрос выбора между NNN и SNS зависит от конкретного спортсмена, его запросов и предпочтений. Технические отличия между указанными типами креплений заключаются в следующем. У NNN два параллельных выступа для крепежа ботинок, у SNS – один центральный. Этот момент необходимо учитывать при выборе ботинок, так как они должны быть совместимыми с системой крепежа.

При этом фиксатор у NNN располагается под пальцами, что делает поездку более управляемой. У SNS он находится перед носком, и это считается более надёжным решением в плане износа. Крепления NNN представлены 4 альтернативами по жёсткости, в то время как SNS только тремя. Однако выбрать подходящий вариант для профессионального спорта можно лишь после тренировок, так как нужно учитывать анатомические особенности спортсмена.

Выводы сайт

  1. Расположение и количество направляющих выступов. У NNN – два параллельных выступа, у SNS – один центральный.
  2. Система крепежа. Фиксатор NNN находится под пальцами, в 10 мм от носа ботинка, у SNS – непосредственно перед носком.
  3. Управляемость. NNN обеспечивает больший контроль над лыжей при коньковом ходе, чем SNS.
  4. Количество видов. NNN представлена 4 вариантами жёсткости, SNS – тремя вариантами.

Чтобы получить от катания на лыжах настоящее удовольствие, следует обратить внимание не только на выбор лыж, но и на качество креплений. Крепления это своего рода привод, важное звено между ногами, обутыми в ботинки, и собственно лыжами. От качества этого «посредника» зависит если не всё, то очень многое. Какое крепление для лыж лучше?

Подбор лыжных креплений

Правильно подобранное крепление плотно охватывает обувь, но при этом способно быстро отстегнуться в критической ситуации. Например, при неожиданном падении во время резкого поворота.

Ещё один важный момент! При больших нагрузках крепление должно реагировать адекватно – продолжать удерживать ногу на месте, а не сразу же отстёгиваться.

Выбор правильного крепления начинается с…подбора . Имея в своей спортивной экипировке подходящие по размеру и всем остальным характеристикам ботинки, можно приступать к выбору креплений под конкретную обувь и имеющиеся в наличии .

Общая информация о лыжах и креплениях

Лыжи изобретение древнее. Впервые появились они примерно 4,5 тысячи лет назад в Скандинавии. И до наших дней пережили немало усовершенствований.

У креплений эта трансформация самая впечатляющая. Банальное привязывание ноги ремнём, пропущенным сквозь четыре пропиленных в лыже отверстия, заменили современные крепёжные системы из пластика и металла.

Ввиду широкого ассортимента лыжного инвентаря на рынке и буквального перевода большинства иностранных названий на русский язык, выбрать крепёж для новичка занятие не из лёгких. Особенно широко понятие «беговых лыж». Они могут быть «профессиональными», «гоночными», «прогулочными», «универсальными» и так далее.

Правильнее всего выбирать инвентарь, ориентируясь на скорость движения .

  • Спортивное снаряжение потребуется катающимся со скоростью от 15 до 30 км/ч по хорошей трассе.
  • Любительское снаряжение идеально для достигающих скорости в 9-15 км/ч.
  • Движение по лыжне не быстрее 4-8 км/ч потребует туристического снаряжения.

Виды креплений для лыж

Крепёж осуществляется непосредственно на лыжи или на специальные платформы . Последние могут быть установлены производителем и иметь готовые отверстия. В этом случае и сами крепления придётся покупать определённой фирмы. На платформы без отверстий можно ставить любые крепёжные системы. Отверстия в этом случае сверлятся самостоятельно.

Крепление состоит из двух раздельных частей и пластинки под носком, обеспечивающей снижение трения ботинка. Передняя часть отвечает за боковое отсоединение, задняя обеспечивает открепление вверх.

Размер переднего и заднего охвата одинаков у всех моделей. Поэтому можно использовать ботинки любого производителя .

Регулировка креплений горных лыж проводится в зависимости от веса лыжника. Здесь учитывается также опытность и манера катания. При агрессивном скольжении лыжи не должны открепляться.

  1. Для определения единицы срабатывания креплений нужно разделить вес человека на 10. А новичкам отнять 1-2 единицы от полученного показателя.
  2. Максимальные границы регулировки лыжных креплений это плюс-минус 3-4 единицы от полученной в начале цифры (вес минус 10).
  3. Иногда усилие указано не в единицах, а в килограммах. В таком случае от веса отнимается 20-30 килограмм.
  4. Для установки правильной единицы крепления можно воспользоваться специальными таблицами, идущими в комплекте с крепёжной системой. Неопытным лыжникам лучше прибегнуть к помощи инструктора или продавца.

Крепления бывают :

  • Застёгивающиеся вручную. Недостаток: относительно высокая цена.
  • Полуавтоматические и автоматические. Недостатки:
    — заклинивание при попадании и замерзании воды;
    — может не открыться без опоры на твёрдую поверхность (например, при падении в глубокий снег).

Особенности креплений для бегового типа лыж определяются трассами, на которых они используются. Во время движения по равнинной или слабопересеченной местности требуется простота и небольшой вес креплений.

Производители выпускают 3 основных типа лыжных креплений: Roteffella (система NNN и её новая версия NIS), Salomon (система SNS) и c (всем знакомая в СССР).

1 77 мм (NN 75) – представляет собой три шипа, укреплённых на металлической пластине с пружинистой дужкой.

Этот тип крепления до недавнего времени чаще всего использовался среди лыжников-любителей. Он хорошо знаком нам всем с раннего детства.

Достоинства лыжных креплений NN 75:

  • низкая цена;
  • оптимальный вариант для обучения ребёнка (хватает на год использования).

Недостатки:

  • сложно одеть и снять;
  • много дешёвых и некачественных моделей;
  • ботинки под этот тип креплений постепенно покидают рынок;
  • неудобное разделение на правый и левый крепёж.

2 Крепления для лыж SNS (Salomon Nordic System) рассчитаны на профессиональное использование. Выпускаются как автоматические, так и ручные крепления этой системы.

Достоинства лыжных креплений SNS:

  • высокое качество и надёжность;

Недостатки:

  • требуется специальная обувь – ботинки со стержнем, входящим в паз креплений;
  • используется исключительно на трассах, обработанных ратраком;
  • дефицит обуви под этот тип крепления.

3 Крепления для лыж NNN (Rottefella) выпускаются двух видов: крепящиеся напрямую с помощью шурупов и надевающиеся на специальные «салазки» (NIS-крепление).

Достоинства лыжных креплений NNN :

  • широкий выбор ботинок по цене, производителю;
  • возможность выбора типа креплений: автомат или ручной;
  • оптимальное сочетание цены и качества;
  • наличие детских и юношеских моделей.

Недостатки: автоматические крепления могут замерзнуть при попадании внутрь воды.

Секреты выбора и настройки

  • Опытные лыжники чаще выбирают системы крепящиеся вручную.
  • Новичкам и любителям больше подойдут автоматические варианты, самые простые в использовании. Учитывая, что скорости и перепады высот будут небольшими, а трассы более ровными, случайное отстреливание или, наоборот, не открепление лыж (в случае замерзания воды) не так опасно, как при скоростном спуске по сложной трассе для профессионалов.
    Размеры креплений выбираются по ширине лыж (их «талии»). Обычно они указаны производителем лыж и напрямую зависят от ски-стопа, специальной проволоки в задней части крепления.
  • Винты со шкалами нагрузок (для настройки срабатывания) должны быть установлены в соответствии с таблицами, прилагающимися к крепёжному механизму. При любых сомнениях следует обратиться за советом к профессионалам. Произвольное расстегивание лыж, как и несрабатывание механизма открепления, может привести к серьезным травмам – переломам или растяжению связок.
  • Для всех начинающих лыжников подходит мягкое крепление с пометкой «Classic».
  • Выбор лыжных креплений процесс увлекательный, а при достаточной теоретической подготовленности ещё и достаточно простой.

А как подбирали крепления вы? Какие у вас были трудности или покупка далась легко? Поделитесь, пожалуйста, секретами вашего выбора в поле для

Выходя на горнолыжный склон, мы встёгиваемся в крепления. И даже не задумываемся над тем, что современные - автоматические, крепления, соответствующие стандартным подошвам горнолыжных ботинок, появились совсем недавно, каких-то лет сорок назад.

Развитие основных конструкций шло довольно долго. Сначала была придумана защита ног от скручивания - передняя головка, которая освобождала носок ботинка при сильной нагрузке. Затем - открывающаяся вверх пятка, спасающая при падениях вперёд. И только потом конструкторы придумали механизмы не только для защиты лыжников от травм при падении, но и удобные в эксплуатации. Наконец, в конце 70-х годов прошлого века, были созданы крепления Salomon модели S727, конструкция которых включала все те механизмы, которые теперь обязательно присутствуют во всех моделях креплений: антифрикционная пластина и ски стопы, пятка, открывающаяся при помощи палки и закрывающаяся при вставлении ботинка.

Современные горнолыжные крепления выполняют множество функций. Передняя головка и пятка срабатывают при скручивании ноги, падении вперёд или назад. Передняя головка, помимо этого, возвращает ботинок на место при не слишком сильных ударах, а конструкции типа Free Flex обеспечивают независимость усилий срабатывания от прогиба лыжи. В конструкцию многих креплений включены амортизирующие удары вставки и механизмы, позволяющие отрегулировать их размер согласно размеру подошвы ботинка. И естественно, пятка позволяет легко встегнуться в крепления, просто поставив ботинок на место или раскрыть их нажатием палки или второго ботинка.

Но зачем такая сложность? Дело в том, что для точного управления лыжами они должны максимально чётко повторять все движения ног лыжника, то есть быть жёстко прикреплёнными к ботинкам. И поэтому становятся рычагом, который при падении может угрожать ногам лыжника. А значит, крепления должны очень чётко, без зазоров, удерживать ботинок и очень быстро срабатывать - отпускать его при возникновении опасной ситуации.


1. Шкала DIN передней головки. 2. Антифрикционное устройство. 3. Передняя головка. 4. Пятка. 5. Шкала DIN пятки. 6. Ски-стопы

О стандартах…

Для того чтобы крепления срабатывали надёжно, они должны соответствовать принятым в индустрии стандартам. Другими словами, крепления рассчитаны на использование только вместе с определённым типом подошвы ботинка. В случае привычных горных лыж общепринятым является стандарт Alpine или ISO 5355 , которому соответствуют практически все горнолыжные ботинки и крепления, которые вы увидите в магазинах.


В настоящее время наиболее сложные (и недешёвые) горнолыжные крепления могут работать не только с горнолыжными ботинками с подошвой Alpine , но и с подошвами стандартов WTR , Touring (ISO 9523) или MNC . Есть и специализированные крепления для скитура , но такое снаряжение уже относится к специфике снаряжения для скитура и бэккантри. В дальнейшем мы будем иметь в виду только горнолыжные крепления, рассчитанные на совместную работу с горнолыжными ботинками.



Синий - подошва стандарта Alpine, белый - подошва WTR с закладными элементами для креплений скитур, красный - ботинок Race FIS, требующий фрезеровки подошвы

Крепления MNC (Multi Norm Certified*)

Крепления, рассчитанные на использование с ботинками, имеющими сертифицированную подошву любого типа - Alpine, WTR (Walk To Ride) и Touring. Обеспечивают максимальное удобство при использовании с ботинками всех стандартов без снижения степени безопасности при катании.

Крепления WTR (Walk To Ride)

Крепления Salomon, рассчитанные на совместную работу с ботинками, оснащёнными подошвой стандарта WTR - подошва с рокером, в таких ботинках удобнее ходить.


Alpine и WTR - Большая высота подошвы ботинок WTR в зоне носка требует специальных креплений WTR

Все представленные в магазинах крепления можно разделить на две большие группы :

    для установки на специальный интерфейс - платформу определённой конструкции; для монтажа на «плоскую» лыжу - без предварительно установленного интерфейса.

Наиболее распространены горнолыжные крепления, рассчитанные на продажу в комплекте с лыжами. В этом случае направляющие для установки креплений установлены на лыжу на фабрике, а продавцу или будущему владельцу достаточно просто вдвинуть крепления в специальные направляющие - «рельсы», и зафиксировать их при помощи рычажка. Конструкция большинства таких креплений позволяет смонтировать их без применения инструментов.


Сверху вниз : пластина Race для установки креплений при помощи винтов в предварительно подготовленные отверстия, пластина с рельсами и узлом регулировки в соответствии с длиной подошвы ботинка, лыжи без пластины для установки креплений при помощи винтов, отверстия сверлятся специальным сверлом с ограничителем и кондуктором.

В этой большой группе можно увидеть и варианты горнолыжных креплений для детей - ведь ширина и высота подошвы ботинок для маленьких лыжников отличается от моделей для взрослых. Естественно, такими креплениями комплектуются юниорские и детские модели лыж.

Также в этой группе большое число наиболее лёгких горнолыжных креплений , конструкция которых несколько проще, чем у тяжёлых и мощных моделей. Такие крепления предназначены для начинающих и тех, кто катается для отдыха, и рассматривает горные лыжи как пресловутый «комплекс мероприятий», в котором собственно катание занимает иногда далеко не первое по важности место. При разработке креплений этой группы обязательно учитывается преимущественное направления падения: назад или назад-вбок. Дело в том, что начинающие лыжники от страха часто садятся назад, когда спуск становится неуправляемым, при этом возникает наиболее опасная нагрузка на ногу - винтовая. Передняя головка креплений срабатывает, освобождая носок ботинка вбок и вбок-вверх, а пятка открывается при падении вперёд.

Более сложные крепления (тоже системные, то есть поставляющиеся в комплекте с лыжами) предназначены опытным лыжникам и экспертам. Передняя головка креплений этой группы имеет автоматические регулировки высоты и ширины носка ботинка. Иногда в конструкцию креплений включаются демпфирующие элементы и системы Free Flex. Эти крепления позволяют освобождать и носок, и пятку ботинка вверх под любым углом , поскольку падения лыжников могут происходить в самых разных направлениях.

Наиболее мощные и тяжёлые горнолыжные крепления могут поставляться системно, например - с моделями Race, такие модели устанавливаются на специальную интерфейсную пластину при помощи винтов. Также наиболее мощные крепления можно приобрести и отдельно, а затем установить на лыжи, продающиеся без пластин. Но в этом случае отрегулировать их под другой размер ботинка может уже не получиться. Это наиболее прочные крепления для горных лыж, рассчитанные на большие нагрузки и, соответственно, с более мощными пружинами и из максимально прочных материалов - стали и титанала. В моделях этой группы могут использоваться системы, позволяющие смещать крепления вдоль или поперёк лыжи для точной подстройки баланса лыжника. Также в наиболее сложных и мощных моделях увеличена эластичность - диапазон смещений ботинка, при котором крепления возвращают его на место . Крепление немного приоткрывается, реагируя на кратковременную ударную нагрузку, а затем возвращает ботинок. Диапазон смещений ботинка может доходить до 25…45 мм.


Слева направо: крепления простые, продвинутые и спортивные

Среди наиболее мощных горнолыжных креплений есть модели и для катания по подготовленным склонам, и для фрирайда . Такое различие вызвано различными условиями эксплуатации и требованиями к креплениям.

В случае моделей горнолыжных креплений Race , в первую очередь требуются максимально точная и быстрая передача усилий от ботинка к узкой (65 мм) лыже и возможность точно настроить крепления под конкретного спортсмена. Крепления для фрирайда должны надёжно работать в сочетании с широкими (до 125 мм и шире) лыжами, быть очень эластичными и амортизировать вибрации и удары. Для обеспечения таких разных требований в крепления вносят различные конструктивные изменения, например, увеличивают ширину основания, устанавливают более широкие ски-стопы, вводят в конструкцию демпфирующие элементы.

В этом материале речь не идёт о специализированных креплениях для скитура, поскольку они имеют совершенно другую конструкцию и не срабатывают при падениях.

Как выбрать горнолыжные крепления

Самой важной характеристикой креплений является диапазон усилий срабатывания по стандарту DIN.

    У детских креплений этот диапазон составляет величину от 0.5…0.75 до 2.5…4.5 DIN. У креплений для женщин и лёгких лыжников - от 3 до 9 или от 4 до 12. У наиболее мощных моделей - от 5 до 14 или до 16. В моделях для спортсменов диапазон усилий может доходить и до 24, но это исключение.

Определить, подходят ли вам выбранные крепления, можно, используя простое правило: нужно разделить вес лыжника на 10, полученное значение должно находиться близко к середине диапазона срабатываний. Так, для лыжников весом 60-90 кг и не слишком агрессивном катании отлично подойдут крепления с диапазоном усилий 4…12.


Слева простые крепления для женских лыж с диапазоном усилий до 10, справа лыжи со спортивным характером с диапазоном усилий до 12

Крепления с платформой или без

Сегодня практически все лыжи для начинающих и опытных лыжников, экспертов поставляются вместе с креплениями, которые устанавливаются на платформу. Такие платформы выполняют одну или две функции. Все платформы системных креплений предназначены для обеспечения простой и быстрой регулировки креплений под размер ботинка, для этого они оснащены рельсами и механизмом регулировки и фиксации в нужном положении.

Более сложные платформы системных креплений, например, ARC у Atomic выполняют ещё две задачи. Первая - гашение вибраций. Для этого в платформу встроены специальные демпфирующие элементы. И вторая, пожалуй, более важная - такие платформы обеспечивают независимость прогиба лыжи от зажатого в креплениях ботинка. Лыжа прогибается свободно по всей длине, дуга поворота получается очень ровной.

Существует большое число типов платформ, некоторые из них (для лыж Race) выполняются из металла, поскольку нагрузки на леденистых трассах соревнований профессиональных спортсменов не идут в сравнение с теми, которые испытывают платформы при катании любителей на мягком снегу.

А вот горнолыжные крепления для внетрассового катания ставятся на лыжи без платформ, поскольку при катании в сложных условиях такая установка креплений обеспечивает более точное управление широкими лыжами, меньшую нагрузку на суставы благодаря минимальному рычагу, которую создаёт связка ботинок-платформа-широкая лыжа и более точную обратную связь со склоном - информацию, которую лыжник получает от лыж о состоянии неоднородного снега.

Помимо диапазона усилий, особенности конструкции и веса, в информации о каждых креплениях (и с платформами, и без) приводится их высота. Точнее - высота подошвы ботинка над лыжей. В случае узких лыж такие платформы обеспечивают подъём ботинка над снегом, что позволяет не цепляться ботинком за склон при больших углах наклона вбок (закантовки). Кроме того, улучшается эффективность закантовки за счёт увеличения рычага - расстояния от подошвы ботинка до канта. Но процесс усиления воздействия на кант имеет и отрицательную сторону: все негативные воздействия со стороны склона передаются на ногу тоже усиленными. Из-за этого катание на лыжах с действительно высокими платформами (сейчас такие не выпускаются) более травмоопасно. После ряда несчастных случаев международная федерация лыжных видов спорта FIS ограничила высоту платформ в спорте - специальные требования, ограничивающие высоту подошвы ботинка в креплениях моделей Race. Так что всё хорошо в меру.

Вес горнолыжных креплений и материалы…

Начинающим лыжникам нужно снаряжение, которое бы обеспечило быстрый прогресс и минимум усталости. Чтобы снаряжение соответствовало этим требованиям, оно должно быть лёгким, поэтому и крепления для начинающих лыжников, детей и многие женские модели делаются из лёгких композитных материалов , по прочности почти не уступающих металлу. По мере того, как лыжник становится более опытным и начинает кататься быстрее, его снаряжение должно быть в состоянии поддержать его на более высокой скорости, испытывая более мощные нагрузки и удары. Такие крепления делаются из титанала и стали , конструкция усложняется, используются более мощные пружины - всё это влечёт и увеличение веса.

Вес более мощных лыж и креплений играет ещё одну роль: более стабильное поведение лыж на заданной траектории, что также требуется опытным лыжникам.


На фото крепления простые, продвинутые и спортивные (справа налево). Явно видно, как усложняется конструкция и появляются металлические элементы.

Конструктивные особенности горнолыжных креплений

Чем мощнее (и дороже) крепления, тем сложнее их конструкция. При этом у креплений групп race и фриски (фрирайд и фристайл) конструктивные особенности свои. Пожалуй, можно назвать лишь две из дополнительных регулировок, которые могут использоваться во всех категориях креплений высокого уровня: ручная установка высоты и ширины крыльев передней головки, фиксирующих ботинок. Остальные регулировки и дополнительные системы совершенно разные.

Так, у креплений race может быть регулировка точного положения ботинка вдоль лыжи, регулировка положения носка ботинка в поперечном направлении, а также возможность отключения срабатывания передней головки в вертикальном направлении. Любителям большинство из подобных систем не требуются.

В конструкцию сложных моделей креплений для фриски Регулировку креплений лучше доверить специалисту. Дело в том, что при настройке усилий срабатывания необходимо учитывать массу факторов : рост горнолыжника, вес, возраст, опыт и скорость катания, и даже длину подошвы ботинка. Помимо этого, необходимо отрегулировать и усилие прижима ботинка вперёд, а такая регулировка далеко не очевидна.

Если всё же придётся отрегулировать крепления самостоятельно, то нужно придерживаться следующих правил:

    аккуратно вставить носок ботинка в головку крепления; поставить каблук ботинка на педаль ски-стопа раскрытой пятки; если пятка слишком далеко от каблука или, наоборот, оказалась под каблуком - крепления не настроены по подошве. Необходимо отрегулировать крепления по размеру подошвы ботинка. Правильная регулировка в общем случае - когда пятка ботинка входит в пятку крепления с небольшим усилием, а при встёгивании пятка креплений упруго отъезжает назад на 2-6 мм. При неправильной настройке лыжник рискует не только креплениями, но и ногами;

    Обслуживание креплений

    Обслуживание креплений - процесс очень простой. Надёжность современных моделей такова, что они прослужат вам столько же, сколько и лыжи - возможно, и лет пятнадцать. Смазывать их необязательно, поскольку в них заложен пожизненный запас смазки, а ржавеющих деталей в конструкции креплений уже давно нет. Нужно только учесть, что попадание дорожных реагентов, грязи и песка внутрь механизма нежелательно, так что перевозить лыжи лучше в салоне автомобиля, а если на верхнем багажнике - то или в чехлах или в боксе. Если же грязь всё-таки попала на крепления (и, возможно, внутрь) - смойте её холодной водой. Горячую воду, моющие средства и растворители использовать не нужно, поскольку они могут удалить смазку из креплений.

    Перед тем, как убрать лыжи на летнее хранение, можно вооружиться отвёрткой и ослабить пружины креплений. Но поскольку скользящую поверхность лыж перед хранением очень полезно покрыть консервирующей смазкой, можно попросить ослабить пружины мастера, который будет готовить ваши лыжи к «летней спячке».