Люди с феноменальной памятью. Феноменальная память — что это такое? Виды, принцип работы, способы развития

10 выдающихся личностей, повлиявших на ход истории, преобразивших наше понимание мира и восприятие значения человека в нем, его бесконечных возможностей и власти. 10 представителей разных эпох и поколений, различных профессий – от политиков и музыкантов до физиков и гениальных военных стратегов, от представителей шоубизнеса до духовных наставников. Их жизнь и биография всегда будут объектом исследований и научного интереса, но, несмотря на то, что загадка их уникальных способностей до сих пор полностью не раскрыта, есть одно качество, объединяющее их всех – феноменальная память.

10. Никола Тесла (1856 — 1943) – изобретатель, физик и инженер, широко известный благодаря своему вкладу в создание устройств, работающих на переменном токе. Тесла обладал «фотографической памятью» и редко пользовался необходимостью записывать что-либо. Говорят, что в 1885 году, когда сгорела его лаборатория, он был в состоянии по памяти восстановить многие из своих изобретений.

9. Теодор Рузвельт (1858 — 1919) – 26-й президент США и лауреат Нобелевской премии мира за 1906 г. (за посредничество в заключении русско-японского Портсмутского мира). Рузвельт оттачивал свои навыки памяти, ежедневно прочитывая по две-три книги, а затем восстанавливая по памяти все детали. Он также был наделен уникальной способностью заниматься несколькими вещами одновременно. По рассказам, он мог работать с двумя секретарями и, вместе с этим, читать книгу.

8. Сергей Рахманинов (1873 — 1943) – выдающийся русский композитор, дирижер и один из величайших пианистов всех времен. Фотографическая память позволяла ему запоминать ноты с невероятной скоростью. Говорят, он мог без труда запомнить несколько отрывков из сложных музыкальных произведений.

7. Ким Пик (1951 — 2009) – прототип героя Дастина Хоффмана из фильма «Человек дождя» (1988, США), американец с феноменальной памятью, запоминал до 98 % прочитанной информации. За всю свою жизнь Пик запомнил более 9000 книг и мог читать две страницы одновременно.

6. Папа Иоанн Павел II (1920 — 2005) – духовный наставник и глава католической церкви с 1978 – 2005гг. Иоанн Павел II также обладал фотографической памятью. Способность концентрировать внимание на деталях позволили ему выучить 21 язык и свободно говорить на более чем 100 различных диалектах.

5. Фердинанд Маркос (1917 — 1989) – спорный президент Филиппин с 1965 – 1986гг. Маркос имел феноменальную память. Без приложения особых усилий он запоминал сложные тексты, мог продекламировать любую главу Конституции Филиппин 1935г., и единожды прочитав длинную речь, был способен пересказать ее наизусть.

4. Мэрилу Хеннер (1952 — настоящее время) – актриса, продюсер и автор телешоу «Такси». Хеннер – одна из двенадцати людей на планете, у которой невероятный объем памяти (гипертимезия). Исключительная память позволяет ей вспоминать мельчайшие детали из детства, вплоть до крещения в младенчестве.

3.Юлий Цезарь (100 до н.э. – 44 г. до н.э.) – римский полководец, по праву считающийся одним из величайших военачальников в истории становления римской империи. Легенда гласит, что Цезарь знал каждого из 25000 солдат своей армии в лицо.

2. Мэри Элизабет Боузер (1839 -?) – героиня гражданской войны, занималась шпионской деятельностью для армии Союза. Работая в качестве домашней прислуги в доме президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса, Боузер наизусть запоминала и передавала ценную информацию Союзу.

1.Бонапарт Наполеон (1769 — 1821) – первый император Франции, талантливый военачальник, который обрел известность во время французской революции. Наполеон обладал необычайной памятью. Он мог запоминать бесчисленное количество людей, карты и расположение войск. Его талант позволял ему действовать оперативно и разрабатывать беспроигрышные стратегии, предугадывая действия противника на несколько шагов вперед.

Люди, известные из истории как обладатели феноменаль­ной памяти, имели мозг ничем не лучше, чем у любого из нас. Просто они использовали его более эффективно. Выберите кого-нибудь из перечисленных ниже «феноменов» и возьмите его в качестве примера для себя в своих дальнейших устремлениях в деле совершенствования собственной памяти. Считайте это первым шагом в выборе для себя созвездия ин­теллектуальных «гуру», или идеалов, достижения которых станут для вас путеводным примером.

1. Антонио ди Марко Мальябечи имел способность запоми­нать целые книги - до единого слова и знака препинания. Со временем он запомнил наизусть всю библиотеку вели­кого герцога Тосканского.

2. А. С. Эйткен, профессор математики Эдинбургского универ­ситета, с легкостью воспроизводил первую тысячу знаков после запятой числа «пи», причем как слева направо, так и справа налево.

3. Американец Даниэль МакКартни, живший в девятнадца­том веке, мог рассказать, будучи в возрасте 54 лет, что он делал в любой день, начиная с раннего детства. Он мог на­звать точную дату, указав, какая в тот день была погода, а также вспомнить, что он ел на завтрак, обед и ужин в любой конкретный день.

4. Христиан Фридрих Хайнекен в возрасте 10 месяцев умел разговаривать и был способен воспроизвести любое назван­ное ему слово. К трем годам он помнил большую часть фак­тов из всемирной истории и географии, а также выучил ла­тинский и французский языки.

5. Пол Чарлз Морфи - чемпион по шахматам, который по­мнил каждый ход, сделанный им в каждой партии, сыгран­ной в его чемпионской карьере, включая те, которые он сыг­рал с завязанными глазами. Это подтверждалось тем, что почти 400 сыгранных им партий удалось сохранить для ис­тории лишь благодаря тому, что он был в состоянии про­диктовать их много времени спустя. Те, с кем он сыграл эти партии, и судьи подтвердили названные им ходы.

6. Фемистокл мог на память назвать имя каждого из 20 000 граждан Афин.

7. Ксеркс прославился тем, что знал на память имя каждого воина своих армий, насчитывавших 100 000 человек.

8. Кардинал Мессофанти, полиглот, живший в девятнадца­том веке, помнил словарный запас 70-80 языков, включая латинский, греческий, арабский, испанский, французский немецкий, шведский, португальский, английский, голланд­ский, датский, русский, польский, богемский, сербский, вен­герский, турецкий, ирландский, валлийский, албанский, санскрит, персидский, грузинский, армянский, иврит, китайский, коптский, эфиопский и амхарский.

9. Евреи из польской религиозной общины "Шасс Поллак" могли абсолютно точно назвать положение каждого слова на любой странице всех 12 томов «Талмуда».

10. Объемные религиозные книги, такие как «Талмуд» и еще более крупный памятник литературы - древнеиндийские «Веды» - также записывались по памяти.

11. Д-р Сьюзен Уайтинг, чемпионка мира среди женщин по использованию резервов памяти, демонстрирует способность запоминать 5000 единиц информации, используя СЕМ 3 .

12. Доминик О"Брайен, шестикратный чемпион мира по использованию резервов памяти, установил огромное число рекордов по запоминанию информации, в том числе запоминание колоды карт за 33,8 секунды; 18 колод карт за один час; и более 2000 бинарных цифровых комбинаций менее чем за 30 минут!

Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица (СЕМ 3)

Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица позволяет вам, используя все те же основные принципы мне­моники, перейти от запоминания 100 единиц информации к запоминанию 10000 единиц настолько быстро, насколько вы в состоянии формировать мысленные образы.

Дино­завр

Дворя­нин

Полно­луние

Карти­на

Скрип­ка

Водо- росли

Спагет­ти

Поми­дор

Моро­женое

Осяза­ние

Мотор-но-чувст-венное

Плава­ние

Объя­тия

Смеши­вание

Нати­рание

Дрожа­ние

Караб­канье

Млеко­питаю- щие

Обезья­на

Мед­ведь

Красно-шейка

Жаво­ронок

Зимо­родок

Фла­минго

Крас­ный

Оран­жевый

Зеле­ный

Фиоле­товый

Солнеч­ная система

Мерку­рий

Взяв за основу базовую «сотню» из «главной системы», вы расширяете ее в 10 раз, получая систему, опирающуюся на 1000 базовых образов; последнюю вы затем также расширяете в 10 раз и получаете систему, где ключевых элементов уже 10 000.

Создавая перечень из 1000 (0-999) образов, вы используе­те базовую «сотню» применительно к различным аспектам вашего зрительного восприятия.

Создавая систему из 10 000 образов, вы опять-таки приме­няете базовую «сотню», но всевозможными способами, опираясь попеременно на свои восприятия, обусловленные основ­ными пятью «чувствами»: зрением, слухом, обонянием, восприятием вкуса, осязанием, а также функцию комплексного моторно-чувственного аппарата (как то: ощущения во время танца, плавания и т.п.) и на основные сведения из области естествознания.

Создавая систему из таких элементов, вы одновременно ис­пользуете для развития памяти все основные «способности», являющиеся функцией вашего головного мозга. Вы, таким образом, как бы пройдете специальную школу, в процессе подго­товки в которой не только научитесь запоминать любой пере­чень информации, какой ни пожелаете, но будете пребывать в непрестанной мыслительной работе, позволяющей вам развить ваш «интеллектуальных мускул», придавая все время работе над собой характер игры. Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица строится следующим образом:

100 - 999 Зримый образ

1000 - 1999 Звуковой образ

2000 - 2999 Ароматический (обонятельный) образ

3000 - 3999 Вкусовой образ

4000 - 4999 Осязательный образ

5000 - 5999 Моторно-чувственный образ

6000 - 6999 Млекопитающие

7000 - 7999 Птицы

8000 - 8999 Цвета радуги

9000 - 9999 Солнечная система

Для чисел от 100 до 999 вы используете ЗРЕНИЕ: иными словами, вы фокусируете внимание на зрительном восприя­тии образа, который желаете запомнить в качестве ключево­го мнемообраза. Для чисел от 1000 до 1999 используется СЛУХ, при этом вы акцентируете внимание на том, какая зву­ковая картина формируется у вас в связи с каждым запоми­наемым вами образом. Для чисел от 2000 до 2999 использует­ся ОБОНЯНИЕ, и формирование образов идет преимуще­ственно за счет этого одного из основных «пяти чувств». И так далее, для каждой тысячи, последовательно, ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, ОСЯЗАНИЕ, МОТОРНО-ЧУВСТВЕННЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ПТИЦЫ, ЦВЕ­ТА РАДУГИ и СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА.

Для каждой отдельной «сотни» в каждой «тысяче» у вас имеется таким образом, конкретный Зримый Образ, конкретный Звук, конкретный Запах и т.д. Так, в соответствии с матрицей, ваши зрительные образы для каждой сотни от 100 до 999 суть Динозавр, Дворянин, Полнолуние, Ущелье, Молния, Церковь, Конкорд, Пожар и Картина.

К примеру, основываясь на базовой сотне слов из основной системы и используя девять Зрительных Образов, отвечаю­щих за «сотни» от 100 до 999 в первой «тысяче» (100-999), мы могли бы поступать следующим образом:

101 попросту означало бы динозавра, испустившего дух вследствие падения метеорита (по одной из версий, именно по этой причине вымерли динозавры), или зло­го духа, принявшего облик динозавра, чтобы выглядеть пострашнее. 151 могло бы означать для вас динозавра, наступившего на «Ладу», от чего та расплющилась в со­вершенный блин. Что бы вы теперь ни захотели запом­нить в качестве 101-го или 151-го элемента какого-либо перечня, его следует «привязывать» к этим образам СЕМ 3 , применяя основные принципы мнемоники.

Двигаясь далее в пределах первой «тысячи», основной упор по-прежнему следует делать на первую по принятому нами порядку функцию наших органов чувств - зрение. Все обра­зы, например, восьмой по счету сотни, т.е. от 700 до 799, бу­дут являться базовыми, однако привязанными на сей раз к «зрительному» образу сверхзвукового пассажирского авиа­лайнера «Конкорд». Так, например, 706 могло бы означать для вас «шею» «Конкорда», легко заметную в его напоминающей по форме птичью головной части. Аналогично, 782 могло бы означать сувенирный фен, выполненный по образу «Конкор­да». Таким образом, любой объект для запоминания, имеющий определенный порядковый номер в каком-либо перечне, сле­дует ассоциативно связывать с соответствующим по номеру базовым образом, применяя принципы мнемоники.

Схожим образом для массива чисел от 3000 до 3999 каждая отдельно взятая сотня будет содержать «вкусовой» образ, при­вязанный к ключевым из базовой «сотни» «главной системы», а именно: спагетти, томат, орех, манго, ревень, лимон, виш­ня, крем, помадка и банан.

Чтобы сформировать и применить к нуждам вашей памя­ти базовый образ для любого числа от 0 до 9999, требуется несложный мыслительный процесс, описанный ниже, в под­разделе «Как использовать саморасширяющуюся генеральную мнемоническую матрицу».

Создавая свои образы, к чему вы должны относиться одно­временно как к игре, интеллектуальному занятию и воспита­нию своего мозга, следите за тем, чтобы ключевые мнемообразы, входящие в ту или иную категорию по признаку их при­надлежности к различным областям восприятия, обусловлен­ным пятью основными «чувствами», исходили из реалий со­ответствующего «чувства». Так, например, для номера 4167 при создании осязательного (в первую очередь) образа следует прибегнуть к ключевым понятиям «сырость» и «жук»; при этом в вашу задачу входит не только представить себя жука в сырой среде, но и чувствовать его твердую спинку, видеть капельки влаги на ее черной, блестящей поверхности, осязать щекочущее вашу ладонь движение его мохнатых лапок и при­совокупить к этому запах, к примеру, соснового леса поутру.

В процессе использования саморасширяющейся генераль­ной мнемонической матрицы вы не только создадите для себя мнемоническую систему, которая позволит вам усваивать 10000 единиц информации с такой же легкостью, с какой ис­пытуемые в экспериментах Хабера и Никерсона запоминали изображения. Вы обнаружите, что в ходе ее использования все области вашего восприятия, посредством которых ваш мозг общается с внешним миром, встанут на путь совершенствова­ния, что существенно и весьма позитивно скажется на всех аспектах вашей жизни. Сюда следует отнести и положитель­ное влияние на здоровье. Недовольство собой и раздражитель­ность, связанные с тем, что человек знает за собой такой не­достаток, как слабая память, нередко ведут к стрессам и недо­моганиям. Последние, в свою очередь, - прямая причина ухуд­шающейся памяти. Используя СЕМ 3 , вы обратите вспять эту тенденцию.

Во многом речь идет о том, что подобными занятиями над собой вы сообщаете скорость позитивному спиралевидному процессу развития и эволюции собственной личности, харак­теристикой которого является то, что чем более вы упражняе­тесь в применении принципов мнемоники, тем совершеннее у вас становится память; чем больше информации из различных отраслей знания вы включаете в собственную матрицу памяти тем выше вероятность автоматического повышения уровня ва­шего образования; и, наконец, чем больше вы занимаетесь всем этим, тем с более высокой степенью автоматизма совершенству­ются все без исключения ваши ментальные способности.

Феноменальная память – человеческая способность к исключительному запоминанию информации с высокой скоростью, а потом ее точное воспроизведение. Человек, обладающий подобной памятью, не нуждается в смысловой связи между компонентами, он может запомнить случайные цифры, даты, данные. Исключительной памятью славились многие известные личности, но и простой человек способен ее развить, постоянно выполняя упражнения. Чтобы выработать аналогичные умения, следует разобраться: как работает память, какие есть виды, и как тренировать свой мозг.


Как работает память

Мы воспринимаем память, как должное, но ученые до сих пор изучают человеческий мозг и поражаются его возможностям, в том числе к запоминанию.

Без способности помнить, мы бы не были людьми, ведь наша личность – совокупность воспоминаний и сделанных на их основе выводов.

С научной точки зрения память – информация, закодированная в мозгу в виде сигналов, передающихся и изменяющихся между нейронами. Это сложный процесс, задействующий миллиарды нейронов, каждая часть мозга отвечает за определённый вид воспоминаний.

Теменная кора мозга отвечает за музыкальные способности, когда человеку надо сыграть на инструменте, то задействуется данная область. Гиппокамп отвечает за новые воспоминания. Если его удалить, то человек будет помнить прошлое, но не сможет запоминать новую информацию, она просто будет моментально забываться.

Локализация памяти точно не доказана, но гипотеза о том, что каждая область отвечает за свой вид воспоминаний остается актуальной.

Есть процедурная память, она не связана с гиппокампом, поэтому разучиться езде на велосипеде, бегу, ходьбе, плаванию при его удалении нельзя.

Ученые не могут точно сказать, как работает долгосрочная память, не изучены точные механизмы запоминания информации, ее хранения. Есть только догадки и предположения. Но выявлен алгоритм запоминания, работающий на всех здоровых людях:

  • процесс запечатления информации;
  • сохранение в мозгу;
  • воспроизведение;
  • забывание.

Людям свойственно быстро забывать информацию, не представляющую ценности и не пользующуюся актуальностью. Такое рациональное использование нейронных сетей позволяет не задумываться обо всем, что нам известно, давая возможность сосредотачиваться на новых знаниях.

Феноменальная память тоже до конца не изучена. Люди с такой способностью могут крайне быстро обработать в своем мозгу новую информацию и сохранить ее, когда человек с обычной памятью быстро забывает случайные данные, не подкрепленные смыслом, эмоциями и др.

Люди с феноменальной памятью могут взглянуть на листок бумаги со случайными записями цифр, слов, дат, фактов и запомнить их наизусть за несколько секунд, а потом озвучить увиденное в точности. Это поражает и открывает новые границы человеческих возможностей.

Виды

Феноменальная память тоже бывает нескольких видов, как и обычная, в зависимости от области, отвечающей за вид воспоминаний. Это значит, что люди помнят не абсолютно все, а лучше всего запоминают информацию определённым образом.

Самой популярной разновидностью является фотографическая память. Для нее характерно точное воспроизведение картинки увиденного, будь это маршрут куда-либо или расположение вещей в комнате. Человек с такой памятью может легко вспомнить даже после многолетнего отсутствия, что и где находилось, лежало, было построено и др.

Реже встречается слуховая феноменальная память, чаще всего она свойственна композиторам и музыкантам. Человек, обладающий таким видом запоминания, легко сможет воспроизвести аудиоинформацию. Стоит ему что-то услышать, сразу сохраняется у него в мозгу. Такие люди могут записывать услышанное на память в нотную тетрадь или тут же повторить на своем музыкальном инструменте.

Также встречаются индивиды с математической памятью, которые могут легко считать в уме сложные вычисления и запоминать эти процессы.

А есть те, кто легко воспроизводит информацию, полученную в текстовом виде. Таким людям достаточно один раз прочесть и все. Они могут наизусть рассказывать параграфы, романы, повести и др.


Как развить феноменальную память

Чтобы удивлять окружающих моментальным воспроизведением информации, необходимо тренировать память.

Наш мозг имеет безграничные возможности, если его развивать. Для начала следует ввести в привычку упражнения на запоминание. Только, если заниматься ежедневно на протяжении длительного периода, будет виден результат.

Для этого требуется сесть и пытаться воспроизвести информацию в мозгу в образы:

  • Цветные: чем эффектнее, тем лучше отложится информация;
  • Объемные: пригодится пространственное мышление, чтобы рассмотреть воспоминания с различных ракурсов;
  • Большие: чем масштабнее образ, тем больше места он займет мозгу и лучше запомнится;
  • Детальные: не забывайте про подробности и мелочи, они имеют значения;
  • Яркие: чем ярче, тем легче запомнить, тусклые и невзрачные образы быстро теряются.

Помимо развития памяти с помощью образности, есть и другие методики. Одни из самых популярных являются ассоциативная и мнемотехника.

Суть таких упражнений состоит в нахождении ассоциации к чему-угодно для укрепления смысловой связи и сохранения информации в мозгу. Часть людей пытаются найти в цифрах закономерность или ассоциировать с днем рождения родных. Другие ассоциируют цифры не с датами, а с образами: двойка – лебедь, пятерка – английская S.

Мнемотехника подразумевает развитие событийных цепочек для лучшего запоминания. Если человеку даны случайные слова, никак не связанные между собой, то следует придумать историю, задействующую все предметы.

К примеру, дан ряд слов: конфеты, пугало, бутылка, носок, снег. С помощью мнемотехники придумываем ряд событий: пугало нашло конфеты в бутылке и пересыпало их в носок, пока шел снег. Основная цель техники не только придумать цепочку действий, но и четко представить ее.

Такой вид запоминания часто используется в приложениях для изучения языков. Пока учишь слова, программа предлагает взглянуть на картинку, чтобы вызвать связь со словом, и предлагает прочесть фразу с участием изучаемого слова для создания образа и яркого события.

Еще один действенный метод тренировать мозг и развивать память – осознанное чтение. Для этого требуется просто регулярно читать, делать заметки, проговаривать усвоенную информацию. Важно читать не ради количества страниц, а ради информации, успевая анализировать каждое слово.


Известные личности, обладающие феноменальной памятью

Феноменальная память помогла многим людям стать выдающими и войти в историю.

Знания – сила, и эти люди смогли их запомнить и грамотно применить.

  1. Наполеон. Историки заявляют, что французский предводитель наизусть знал своих военных служащих: в лицо и по имени. Также он мог пересказать книгу в подробностях, прочитанную много лет назад.
  2. Теодор Рузвельт. Умел выполнять множество дел одновременно и славился многозадачностью. Президент США читал по 2-4 книги ежедневно, запоминая содержимое, легко пересказывал в подробностях родным и коллегам.
  3. Никола Тесла. Известный во всем мире изобретатель, подаривший человечеству исследования о переменном токе, славился не только открытиями и глубокими познаниями в области физики и инженерии. Он обладал фотографической памятью, помогающей хранить огромный объем информации в мозгу. Исследователь редко записывал заметки, потому что все хранилось в самом надежном месте – памяти. Когда лаборатория потерпела пожар, он с легкостью восстановил данные благодаря феноменальной памяти.
  4. Александр Алехин. Русский шахматист, известный в 20 веке, по словам современников, мог играть одновременно с десятками соперников, легко переключаясь между играми, благодаря памяти и быстрому обрабатыванию информации. Он легко запоминал комбинации и ходы, что давало ему преимущество в игре и делало великим гроссмейстером.
  5. Сергей Рахманинов. Обладал феноменальной слуховой памятью, мог за несколько секунд запомнить сложное произведение и воспроизвести его, записать в нотную тетрадь. Благодаря своим умениям стал выдающимся пианистом, композитором и дирижером.

Эти люди внесли огромный вклад в развитие человечества и не без участия своей удивительной способности быстро запоминать. Феноменальная память – это не выдумка или миф, а реальное умение, которое бывает врожденным или приобретенным, если регулярно его тренировать.

Чтобы обладать исключительными способностями, важны регулярные занятия по их совершенствованию.

  1. Уделяйте минимум 15 минут в день на тренировку мозга и памяти;
  2. Играйте в шахматы;
  3. Читайте осознанно, пересказывайте прочитанное вслух;
  4. Решайте головоломки, задачки, кроссворды, ребусы;
  5. Учите наизусть стихи или прозу;
  6. Занимайтесь математикой, не стоит углубляться в интегралы и логарифмы, сильным эффектом обладает даже решение арифметических примеров;
  7. Старайтесь постоянно тренировать память в жизни, запоминая номера телефонов, адреса, имена, списки покупок, номера машин, случайные факты о людях;
  8. Не пренебрегайте здоровьем и правильно питайтесь;
  9. Занимайтесь спортом, ученые выяснили, что это благоприятно влияет на интеллектуальные способности;
  10. Высыпайтесь и не переутомляйтесь, дайте себе отдохнуть, если устали;
  11. Не забывайте гулять и дышать свежим воздухом.

Придерживаясь этих советов, вы сможете улучшить не только свою память, но натренировать мозг, сделать себя более начитанным и интересным человеком.

На всей планете живет всего несколько десятков человек, которые обладают феноменальной памятью и могут вспомнить даже самые мельчайшие детали из своего младенчества, в то время как большинство людей совершенно не помнят себя в таком раннем возрасте. Невероятно большой объем памяти обусловлен синдромом, который ассоциируют с понятием гипертимезия.

Гипертимезией, или гипертиместическим синдромом называют способность человека помнить и воспроизводить предельно высокое количество информации о своей жизни. Эта способность затрагивает только автобиографическую память. В медицине до сих пор не могут определить статус данного явления и иногда ассоциируют его с гипермнезией, то есть аналогичной способностью, которая затрагивает уже все виды и формы памяти.

Термин «гипертимезия» появился не так давно, в 2006 году. Группа ученых тогда выдвинула гипотезу о характеристиках данного нарушения. Так, человек, у которого развивается гипертиместический синдром, проводит ненормально много времени над размышлениями о своем прошлом, благодаря чему возникает способность вызывать в памяти те или иные события из своей жизни.

В то время как феноменальная память, развитая с помощью мнемонических методик, не считается патологией, если речь идет о запоминании нужной информации и данных, то гипертимезию ученые считают отклонением. У пациентов с таким синдромом возникают неконтролируемые и бессознательные ассоциации при виде определенных предметов или дат, вследствие чего человек вспоминает с точностью любой день своей жизни.


Одной из известных людей, у которых развита гипертимезия, является Мэрилу Хеннер (родилась в 1952 году), американская актриса и продюсер.

Что касается Мэрилу Хеннер, феномен которой сейчас активно изучают специалисты, то её самые ранние воспоминания относятся к возрасту 18 месяцев. В этот день, как вспоминает женщина, она играла со своим братом. Интересно, но ранее считалось, что человек не может вспомнить то, что происходило с ним до двух лет.

После этого события она может рассказать о том, как провела любой свой день, о чём говорила, какие передачи шли по телевизору и т.д. Так, если за всю свою жизнь обычный человек запоминает около 250 лиц, то Хеннер помнит их тысячи. Из этого ученые также сделали вывод, что долговременная память не избирательна, и в долговременное хранилище переходят все события, которые обрабатывает кратковременная память.

Сам же процесс вспоминания у Мэрилу Хеннер не требует абсолютно никаких усилий. Это, как говорят специалисты, сродни идеальному видеоредактору, который может точно воссоздать любой фрагмент записи.


Американка Джилл Прайс - она помнит абсолютно все события своей жизни, начиная с 14 лет - если назвать произвольную дату, Джилл воспроизведёт, что случилось с ней в тот день, какая была погода, какие важные события произошли в мире. Её феноменальные способности были подтверждены учёными Калифорнийского университета в Ирвайне в 2006 году. С тех пор благодаря возросшему интересу к исследованиям в этой области гипертимезия была подтверждена ещё у пятерых человек.

Всего, по подсчетам ученых, к 2014 году удалось выявить около 50 людей с такими невероятными способностями помнить в деталях любой день своей жизни. Ученые на данный момент не могут со всей точностью выявить причины такого синдрома, но это, возможно, связано с тем, что у пациентов височные доли и хвостатое ядро в головном мозге увеличены в размерах.

Изучением особенностей мозга занимаются нейробиологи. В рамках поиска людей с хорошей памятью в Калифорнийском центре нейробиологии было исследовано более двух тысяч человек. Им задавали шестьдесят вопросов, ответить на который могли только люди, помнящие все.

Считается, что на планете проживает от четырех до двадцати человек с суперпамятью. Самая известная из них жительница Лос-Анджелеса Джилл Прайс, написавшая о себе книгу «Женщина, неспособная забыть». Американский город оказался богат на необычные таланты: второй обладатель абсолютной памяти Боб Петрелл то же живет в Лос-Анджелесе.

Еще два человека с официально признанной суперпамятью так же проживают в США: Брэд Уильямс и актриса Мэрилу Хеннер. Последняя примечательна тем, что помнит себя с 18 месяцев - это противоречит мнению ученых том, что человек не способен воспроизвести события своей жизни, происходившие с ним ранее двухлетнего возраста.

Из-за того, что людей с гипертимезией очень мало, данных о возникновении такой способности практически нет. Некоторые ученые считают абсолютную память мифом и желанием людей верить в свои безграничные возможности. Профессор истории психологии Гронингенского университета Доуэ Драйсма (Douwe Draaisma) в своей «Книге о забывании» пишет, что «бóльшая часть наших переживаний не оставляет в мозге никакого следа».

Доуэ также отмечает, что «люди склонны сравнивать память с тем, что для них лично стало символом сохранения, например, компьютером или фотографией. А для забывания используются иные метафоры: решето, дуршлаг. Но все они предполагают, что сохранение в памяти и забывание – противоположные процессы, и, соответственно, одно исключает другое. На самом деле, забывание замешано в наши воспоминания, как дрожжи в тесто.

Профессор применяет к памяти средневековую метафору – палимпсест, т.е. повторно используемый кусок пергамента. «Пергамент был дорог, и потому старые тексты с них соскребали или смывали и поверху писали новый текст, через некоторое время сквозь новый текст начинал проступать старый. …палимпсест – очень хороший образ послойности воспоминаний: приходит новая информация, старая стирается, но в принципе, старая информация скрыта в новой. В Ваших переживаниях также резонируют Ваши воспоминания, и уже поэтому нельзя описывать воспоминание как непосредственную копию пережитого. Они абсорбируются тем, что там уже есть». (По материалам «Het geheugen is ongezeglijk». - de Volkskrant, 03.11.10, p. 48-49.)

Большинству из нас, все же, «счастье» обладать абсолютной памятью не грозит. И, пока ученые спорят, болезнь ли гипертимезия или семантическая особенность организма, в наших силах сделать свою память хорошей, ведь возможность ее тренировки не оспаривает никто.

Больше чем на 10%, то жить станет проще, а половина проблем человеческих решится сама собой. Но пока врачи только ковыряют серое вещество железными инструментами, а весь мир восхищается уникумами, чьи способности гораздо выше, чем у заурядного человека. Особенно восхищают люди с уникальной памятью. Невольно думаешь: «Вот бы мне всё запоминать с первого раза». Но увы, не всегда этот «дар» приносит счастье. Иногда это всего лишь последствие трагической случайности.

1. Даниель Таммет: савант с феноменальной памятью

Каждый мозг индивидуален, но при этом они, как правило, сбалансированы. Но бывает так, что одни области работают безупречно, заставляя окружающих верить в гениальность человека, а другие недоразвиты. Писатель Даниель Таммет является ярчайшим представителем подобной «ограниченной гениальности», которая проявляется в феноменальной памяти. Для Таммета каждое число имеет свою собственную уникальную форму, цвет и текстуру. Например, единица - это яркий белый, 5 - удар грома, 6 - отверстие в никуда, а 89 - снегопад. Именно такое владение абстрактными математическими понятиями позволило ему в течении 5 часов без запинки назвать 22 500 цифр, следующих за всем известной комбинацией - 3,14.

Правда, не сказать, что такая жизнь доставляет море радости. Даниель - савант, или, как он сам себя называет, «сверхспособный аутист». Мозг Таммета цепляется как клещ за всё происходящее вокруг. Даже поход в супермаркет доставляет неудобство, поскольку обилие форм и текстур порождает бурную интеллектуальную реакцию. Плюс ко всему он живет по строгому графику - всё должно быть четко, точно, даже количество еды на тарелке. Если ты помнишь фильм «Человек дождя», то это как раз тот самый случай, только Даниель социализирован и не боится выступать на телевидении. Например, выступил на ирландском реалити-шоу, где доказал, что можно выучить исландский за неделю. И, в отличие от других савантов, он может объяснить, как он всё это делает.

2. Скотт Флансберг: человек-калькулятор

Человеческий мозг - это довольно увлекательный орган, где каждая зона, каждый, с позволения сказать, «отсек» отвечает за конкретное действие. Но бывают разного рода отклонения, которые могут привести как к трагическим последствиям, так и к сверхспособностям. Скотту Флансбергу, известному под прозвищем «человек-калькулятор», повезло - его специфический мозг наградил невероятными вычислительными способностями. В 2014 году Книга рекордов Гиннесса зафиксировала, как Скотт за 15 секунд сложил двузначное число само с собой 36 раз.

У Флансберга уникальным образом расположены участки головного мозга. Так называемая «зона 44», располагающаяся в центральной части головного мозга, отвечает за способности вычисления. У Скотта этот участок смещен вверх и значительно расширен по сравнению с мозгом ординарного человека.

3. Алонзо Клемонс: дурачок, творящий реальность на холсте

Мозг славится своей пластичностью, умением приспосабливаться к различным ударам судьбы. Причем к ударам как в прямом, так и в переносном смысле. Так, Алонзо Клемонс в раннем детстве упал на кафельный пол вниз головой, повредил мозг и, казалось бы, остался дурачком с IQ 40, который не умеет завязывать шнурки, читать и писать. Но вместе с этим у него открылся потрясающий художественный талант. Ему достаточно один раз на несколько секунд увидеть животное на фотографии, чтобы через час написать потрясающе реалистичный портрет. Клемонс не только рисует, но и ваяет скульптуры, так же быстро и так же реалистично. Сейчас его работы оцениваются в десятки тысяч долларов, но осознает ли свою ценность сам Алонзо - большой вопрос.

4. Исао Мачии: настоящий ниндзя

Одна из основных функций мозга - обрабатывать кучу данных, которые поступают от наших глаз, ушей, носа и так далее. Только не всякий мозг может воспринимать с невероятной точностью мельчайшие объекты, движущиеся в пространстве, как это делает Исао Мачии. Мачии занесен в Книгу рекордов Гиннесса как человек, способный нанести 252 удара катаной за три минуты. Одно из его последних достижений - разрубание пули, выпущенной из пистолета со скоростью 320 км/ч. Для того, чтобы запечатлеть рекорд, понадобилась специальная камера, снимающая несколько сотен кадров в секунду. Ученые считают, что он приучил себя инстинктивно прогнозировать движение объектов и предвидеть свою позицию быстрее, чем может любой другой человек. Так что в данном прецеденте, слава богу, никакая болезнь не замешана - только тренировки и дань уважения .

5. Гарольд Уильямс: человек, который знал 58 языков

Говорят, что лучшее время для изучения языков - это детство, потому как разум ребенка более пластичен и проще адаптируется к изменениям. Новозеландский журналист Гарольд Уильямс утверждал, что в возрасте семи лет в его мозгу произошла вспышка, и с тех самых пор его мозг обрел желанную для многих способность. Уильямс смог вызубрить целых 58 разных наречий. Он просто выучил латынь - и понеслось. Да так хорошо, что он свободно разговаривал на зулу и русском. В качестве репортера он объездил весь свет, но нам он во многом интересен благодаря тому, что 14 лет проработал корреспондентом в России и даже женился на русской журналистке.

В 1914 году он сопровождал российскую армию во время боевых действий в Карпатах, где выучил румынский. Поговаривают, что перед смертью он исповедовался русскому православному священнику. Так что с Россией его связывает много чего, а не только знание языков 6 народностей, населявших Империю. Он был единственным человеком на Земле, который мог поговорить с каждым членом Лиги Наций на родном для него языке, чем он активно пользовался, агитируя воюющих к миру. Уильямс был настоящим пацифистом, во всем подражая своему кумиру - графу , с которым водил дружбу.

6. Джейсон Паджетт: как удар по голове превратил двоечника в математика

Черепно-мозговая травма - вещь малоприятная, но вне всяких сомнений волшебная. Простой удар чем-то тяжелым по голове может превратить заурядного двоечника в известного математика. Примерно это и произошло в 2002-м году с продавцом мебели Джейсоном Паджеттом. Как-то ночью возле караоке-бара на пьяного Джейсона налетели неизвестные, хорошенько избили и забрали у него деньги. Когда он пришел в себя, то обнаружил, что мир изменился кардинально. В ванной он включил воду и поймал себя на мысли: как идеально перпендикулярно падают струи воды из крана. С тех пор Джейсон замечает математические и геометрические «узоры» и «странности» во всем вокруг себя. Проще говоря, он визуализирует математические взаимосвязи окружающего мира. Это при том, что до контузии никакого интереса к математике у него не было. Всё потому, что после рокового удара у Паджетта активизировалась та часть мозга, которая объединяет наши разнообразные чувства в единое восприятие мира.

7. Стивен Уилтшир: художник с фотографической памятью

Некоторые люди запоминают цифры или слова, взглянув на листок бумаги один раз. Это называется «фотографической памятью», однако даже им далеко до Стивена Уилтшира, который может нарисовать любое здание, которое он видел хотя бы раз в жизни, в мельчайших подробностях. Еще более удивительно, что он может нарисовать трехмерное изображение, просто взглянув на фотографию с фасадом здания. Однажды пролетев над городом на вертолете, он с идеальной точностью может изобразить воздушный вид города на любой шкале. Но простого обывателя восторгает не точность, а то, как красиво это выглядит. К сожалению, у этого дара есть обратная сторона - аутизм, диагноз, который Стиву поставили в возрасте 9 лет. И для него его дар - всего лишь способ общаться с окружающим миром. Но как же талантливо и точно он это делает, черт возьми.

8. Орельен Хейман: человек, который помнит абсолютно всё

Человеческая память - забавная штука. Всё, что происходит с нами, запечатляется на веки вечные в нашем мозгу, однако добраться до этих воспоминаний - задача не из легких. Наш мозг запрограммирован так, чтобы вытаскивать на поверхность только те вещи, которые мы считаем важными, а всё остальное оставлять в глубинах памяти. А вот простому валлийскому пареньку Орельену Хейману не повезло обладать гипертимезией или, как ее еще называют, «исключительной автобиографической памятью».

С точки зрения непрофессионала, это означает, что он может без труда вернуться в какой-либо момент своей жизни и рассказать, какая погода была в тот день, во что он был одет, какую пищу он съел и почти всё остальное. Мы не зря употребили слова «не повезло», потому что это страшное проклятие, а не дар. Помнить всю свою жизнь, в том числе негативные моменты - пожалуй, самое неудобное проклятье из всех, которые можно было придумать. Хейман признается, что воспоминания об особенно неприятных моментах заставляют его каждый раз переживать их заново.

9. Лесли Лемке: самый точный музыкант

Говорят, что у инвалидов утраченная функция компенсируется в двойном размере. Когда родители впервые увидели маленького Лесли Лемке, то было сложно понять, что можно компенсировать этому несчастному существу: скрюченному, с поврежденным головным мозгом и церебральным параличом. Кроме того, у Лесли оказалась тяжелейшая форма глаукомы, так что врачам пришлось ампутировать ребенку глаза в первые дни его жизни. Родители тут же поспешили отказаться от мальчика. К счастью, над ним сжалилась только медсестра, которая усыновила Лесли и с огромным трудом научила его есть, разговаривать и передвигаться самостоятельно. Долгое время Лесли занимался только тем, что часами сидел молча, прислушиваясь к звукам и чужим разговорам, а затем повторял их с точной интонацией. Однажды он услышал по телевизору запись концерта № 1 Чайковского. Послушав музыку, Лесли подошел к старенькому фортепиано в гостиной и с первого же раза сыграл его. И до сих пор Лесли без единой помарки может повторить произведение, услышанное им хотя бы раз. Пускай не очень артистично, зато поразительно четко.