Помощник воспитателя входит в педагогический стаж. Что входит в педагогический стаж? Стаж педагогической деятельности

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙОБЛАСТНОЙСУД

Судья Чернова Н.В.Дело №33-2958/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О ЕО П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Нефедова О.Н.,

судей Герасимовой Е.Н., Бабойдо И.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кузнецовой Е*** А*** на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 29 апреля 2015 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Кузнецовой Е*** А*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области о зачете в специальный трудовой стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности периода работы в должности помощника воспитателя в яслях-саде №*** К***, переименованном в государственное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № *** К*** с 18 марта 1996 года по 19 июля 1999 года (3 года 4 месяца 2 дня), обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 01 декабря 2014 года отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Кузнецовой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кузнецова Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее – УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что 07 августа 2014 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, приложив к заявлению документы, подтверждающие стаж ее работы в должности воспитателя и помощника воспитателя. Решением ответчика от 14 ноября 2014 года в ее специальный стаж не был включен период учебы в У*** ***, а также отдельные периоды работы, в том числе с 18 марта 1996 года по 19 июля 1999 года (3 года 4 месяца 2 дня) в должности помощника воспитателя в яслях-саде № *** К***, с чем она не согласна. Согласно закону, а также разъяснениям Министерства образования Российской Федерации время работы в должности помощника воспитателя засчитывается в педагогический стаж. О возможности зачета в специальный стаж периода работы в должности помощника воспитателя указано и в письме Министерства образования и науки Ульяновской области в ответ на ее обращение. После окончания педагогического училища в 1986 году она приступила к работе воспитателем. Работая в спорный период помощником воспитателя, она фактически выполняла работу воспитателя детского сада. До настоящего времениона продолжает работать в должности воспитателя, в связи с чем по состоянию на 01 декабря 2014 года ее специальный стаж составил 25 лет 3 месяца 28 дней. Просила обязать УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Ульяновска зачесть в специальный стаж период работы в должности помощника воспитателя в яслях-саде № *** К*** с 18 марта 1996 года по 19 июля 1999 года; назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 01 декабря 2014 года.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество «Российские железные дороги», негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № *** открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и, рассмотрев заявленные требования, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Кузнецова Е.А. не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным. Обращает внимание, что в ходе судебного разбирательства она просила включить в специальный стаж период работы в должности воспитателя детского сада с 07 августа по 01 декабря 2014 года, против чего не возражал представитель ответчика. Однако ее требования в этой части были оставлены без удовлетворения. Материалы дела подтверждают тот факт, что в период с марта 1999 года по 19 июля 1999 года она временно исполняла обязанности воспитателя. Данный период был оставлен судом без внимания и незаконно не включен в ее специальный стаж. Судом установлено, что, занимая должность помощника воспитателя, она фактически работала воспитателем, имея для этого необходимое образование и стаж. Данный период также подлежит зачету в специальный стаж независимо от нормы рабочего времени. В соответствующих разъяснениях Министерства образования Российской Федерации, в том числе от 14 декабря 1995 года, указано, что работа в должности помощника воспитателя подлежит включению в педагогический стаж. Просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска, привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц открытого акционерного общества «Российские железные дороги», негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № *** открытого акционерного общества «Российские железные дороги», извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерациисуд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

На основании пункта 2 этой же статьи Правительству Российской Федерации предоставлено право на утверждение списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия, а также правил исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий.

Списками должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, а затем постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, предусмотрено право воспитателей дошкольных образовательных учреждений, в том числе детских садов, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Материалами дела установлено, что 07 августа 2014 года КузнецоваЕ.А. обратилась в УПФ по Железнодорожному району г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением ответчика № *** от 14 ноября 2014 года истице отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствие требуемого специального (льготного) стажа (21 год 5 месяцев 5 дней вместо требуемых 25 лет).

При этом в специальный стаж работы Кузнецовой Е.А. не был включен ряд периодов ее работы, в том числе спорный - с 18 марта 1996 года по 19 июля 1999 года (3 года 4 месяца 2 дня) - помощником воспитателя в яслях-саде № *** К***, переименованном в государственное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № *** К***

Проверяя обоснованность не включения вышеуказанных периодов трудовой деятельности Кузнецовой Е.А. в специальный стаж, судом сделан правильный вывод об отсутствии законных оснований для зачета спорного периодаистицы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Данный вывод суда мотивирован, соответствует нормам закона и собранным по делу доказательствам, оснований считать его необоснованным не имеется.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. В этой связи право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Однако, ни действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, ни ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности «помощник воспитателя».

Таким образом, оснований для включения в специальный стаж рассматриваемого спорного периода работы истца в должности «помощник воспитателя» у суда не имелось.

Согласно Рекомендациям, утвержденным приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 года № 622/1646, на которые содержится ссылка в апелляционной жалобе, в стаж педагогической работы включается время работы в должности младшего воспитателя (помощника воспитателя), если в указанный период работник имел педагогическое образование или обучался в педагогическом учебном заведении и по его окончании приступил к педагогической деятельности.

Однако эти Рекомендации даны для установления разрядов оплаты труда по единой тарифной сетке, а не для исчисления льготного стажа для назначения досрочной трудовой пенсии.

В педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию, всегда включались только периоды работы в должностях и учреждениях, перечень (список) которых определялся постановлением Правительства Российской Федерации.

В связи с изложенным утверждения истицы о фактическом выполнении в спорный период обязанностей воспитателя обоснованно были оставлены судом без внимания.

Из материалов дела следует, что оценка пенсионных прав Кузнецовой Е.А. УПФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска производилась на дату ее обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии (07 августа 2014 года).

Не согласившись с решением ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, истица в судебном порядке просила включить в специальный стаж период работы в должности помощника воспитателя с 18 марта 1996 года по 19 июля 1999 года и назначить пенсию с 01 декабря 2014 года. В ходе судебного разбирательства Кузнецова Е.А. первоначально заявленные исковые требования не изменяла и не уточняла.

Отсутствие в судебном решении выводов о включении в специальный стаж периодов работы, перечисленных в апелляционной жалобе – с марта по июль 1999 года и с 07 августа по 01 декабря 2014 года, прав истицы не нарушает.

При выработке требуемого специального стажа и повторном обращении к ответчику Кузнецова Е.А. не лишена права поставить вопрос о включении указанных периодов в специальный стаж.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 29 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кузнецовой Е*** А*** – без удовлетворения.

Председательствующий

Российское законодательство позволяет учителям и другим работникам образовательной сферы выйти на пенсию раньше основного срока, только лишь на основании 25-летнего стажа педагогической работы.

По сути, это такая же трудовая , только получить ее имеет право тот работник, рабочая деятельность которого попадает под определенные условия.

Законодательная база и последние изменения

Работники сферы образования имеют возможность уйти на законный отдых по старости намного раньше других категорий граждан.

Данное право обозначено действующим российским законодательством. Для тех кто оформлял пенсию до 2001 года, основанием были :

Общий педагогический стаж работника – 25 лет и возраст к этому не имеет отношения.

Первые изменения нормативно-правовые документы, касающиеся труда и пенсионного обеспечения педагогов, были приняты в 2001 году. Тогда впервые были упразднены начисления за выслугу лет – их сменили льготные пенсионные выплаты по возрасту . Право учителя выйти раньше на заслуженный отдых государство сохранило.

В 2015 году изменения вновь коснулись сотрудников образования. Заработная плата, которая начислялась педагогу, не учитывается при расчете всего пенсионного содержания. Как и у других категорий населения страны, на пенсию учителя могут влиять только фонды пенсионных отчислений – чем их больше, тем выше выплаты по возрасту.

В феврале 2016 года в ранее действующее законодательство внесены дополнения, согласно которым в 25 лет стажа войдут только те годы, которые учитель потратил на свое образование, то есть период его учебы в высших учебных заведениях России. При этом педагогическая работа должна проводиться как перед началом учебы, так и по факту ее окончания.

Если пособие по выслуге лет уже выплачивается, лицо, претендующее на льготы, обязано прекратить трудовую деятельность, а в дальнейшем его право на образовательный труд теряется. Непосредственно принцип начисления пенсий не изменился.

Категории педагогических работников

Как ни странно, не все категории работников педагогической сферы могут обладать правом на льготную пенсию. Перечень профессий прописан в Законе за № 173.

В него входят следующие категории работников :

Помимо перечня профессий, законом предусмотрен и список учебных заведений :

  • школы и лицеи;
  • гимназии с углубленным изучением предметов;
  • кадетский корпус;
  • военно-морские училища (Суворовское и Нахимовское);
  • детские дома;
  • интернаты для детей, не достигших совершеннолетия;
  • школы санаторного типа;
  • детские сады и ясли;
  • музыкальные и балетные школы;
  • учреждения дополнительного образования.

Таким образом, перед тем, как начать оформлять льготную пенсию, следует обратить внимание и на место работы. По профессии можно подойти под категорию льготников, а по названию учреждения – нет. Оградить от такой ситуации может только тщательная проверка записей в трудовой книжке и их сопоставление с законодательным перечнем.

Практически ежегодно, в действующий на постоянной основе Закон, вносятся поправки и изменения. Наименования учреждений и должностей меняются и дополняются, например:

  • к льготной категории воспитателей относятся все разновидности этой должности: школьный воспитатель, воспитатель продленки, детского сада, яслей, интерната и тому подобное;
  • должность музыкального работника может носить современное название преподаватель музыки или руководитель музыкального класса;
  • к названию гимназия причислены и такие названия, как школа-лицей и школа-гимназия;
  • с 2007 года есть второе имя и у интерната для умственно-отсталых детей – Детский психоневрологический дом-интернат.

С 2001 года в категорию льготников зачислены не только учителя, но и педагогические работники дополнительного образования , имеющие одновременно наличие следующих условий:

  • рабочий стаж на 01.01.01 должен быть не меньше 16 лет и 8 месяцев. Причем, все годы работы должны были проходить в соответствующей должности и учреждении, прописанных законодательством;
  • факт работы в дополнительной сфере образования должен иметь подтверждение в период с 01.11.99 по 31.12.2000.

Условия выхода

Оформить льготную пенсию педагогический работник сможет только в том случае, если во время его трудовой деятельности были выполнены обговоренные законом условия:

  1. Во-первых, стаж работы в сфере образования не должен быть менее 25 лет.
  2. Во-вторых, все эти годы, человек должен был работать полный рабочий день, а работодатель – платить страховые взносы в Пенсионный Фонд России. Выплата страховых взносов касается и , и периодов временной трудоспособности.
  3. В-третьих, у женщин не входит в стаж свыше полутора лет. Но если педагогическая практика была начата до сентября 2000 года, все это войдет в стаж.

Нормы отработанного времени

До 01.09.2000 при оформлении льготной пенсии не учитывалась выработка положенного нормой рабочего времени.

Учет учебной нагрузки пошел после этой даты. Согласно трудовому законодательству, работник, претендующий на льготную пенсию по старости, должен был отработать за неделю 6 часов, в год – 240.

Те, преподаватели, которые работают в средних профессиональных учреждениях, должны в год отработать 360 часов. Однако, на учителей начального звена и тех, кто работает в , такой объем нагрузки не распространяется и ни коим образом не влияет на начисление пенсии.

Периоды времени, учитывающиеся при выходе на досрочную пенсию

Одним из условий выхода на льготную пенсию является общий стаж педагогической работы. Он должен быть не менее 25 лет.

По действующему законодательству в стаж входят следующие периоды работы:

  • время деятельности, приравниваемое к полному трудовому дню и подтвержденное страховыми отчислениями;
  • временной нетрудоустроенный промежуток;
  • время, отведенное на ежегодный отдых;
  • время обучения в учебных заведениях, если педагог до момента обучения и после него работал сфере образования, и его должность прописана в Законе РФ.

Порядок расчета

Расчет льготной пенсии педагога происходит на основании поданной справки, где отражена заработная плата человека.

В последние годы расчет проводится на основании размера накопительной части и страховой части. Связано это с переходом на новую пенсионную систему.

В каждом конкретном случае пенсия рассчитывается индивидуально, однако выплаты не могут составлять меньше 40 % от среднего заработка педагога.

Порядок получения и список необходимых документов

Для того, чтоб начать процедуру оформления льготной пенсии, педагогическому работнику необходимо посетить региональное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации либо там, где он прописан, либо там, где живет действительно, и подать соответствующие в данном случае документы. Причем, сделать это возможно, как обратившись в фонд лично, так и отправив туда представителя, статус которого подтвердит юридически заверенная доверенность. Последнее время можно и совсем не посещать организацию, а воспользоваться государственными услугами через интернет на одноименном портале.

Чтоб вопрос о предоставлении пенсии на льготных условиях стал решаться, будущий пенсионер обязан предоставить в Пенсионный фонд следующий пакет документов :

  • российский паспорт, подтверждающий личность;
  • трудовую книжку педагогического работника, в которой отражены записи в соответствии с действующим в стране законодательством;
  • военный билет (для мужчин, оформляющих пенсию, документ обязательный);
  • свидетельство о регистрации рождения ребенка;
  • заявление на досрочные льготы в виде пенсионных выплат.

Данный пакет стандартен для всех территориальных округов России. Однако надо быть готовым к тому, что работники Фонда могут попросить донести документы и справки, уточняющие характер трудовой деятельности.

Поданное заявление и приложенный пакет документов, на основании действующего законодательства, рассматривается в течение 10 дней.

Итак, каждый педагог или работник дополнительного образования имеет возможность выйти на пенсию гораздо раньше, если он соответствует прописанным в законе условиям. Для большинства данное государством право важно. Чаще всего, учителя уходят на льготную пенсию в возрасте 40-45 лет, однако не все они готовы бросить любимую работу.

Часто задаваемые вопросы

Женщин-педагогов очень часто волнует вопрос, входит ли отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в педагогический стаж , который необходим для определения периода педагогической деятельности.

На этот случай существует пункт 21 Разъяснений Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. (ред.) № 29, в соответствии с которыми в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, если этот отпуск состоялся до 06 октября 1992 года , т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ». Период нахождения женщины в таком отпуске после 06.10.1992 г. уже не включается в педагогический стаж.

Кроме того, согласно Разъяснению Пленума Верховного Суда РФ от 20.15.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости установлено, что если указанный период имел место до 06.10.1992, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Второй волнующий граждан вопрос, это входит ли в стаж педагогической деятельности период обучения в учебных заведениях высшего и среднего образования . В этом вопросе тоже все не так однозначно.

Существует Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397. Согласно п. 2 указанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах включается в специальный трудовой стаж , дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Данное постановление не применяется на территории РФ с 01 октября 1993 г. в связи с принятием 25.09.1992 г. того же Закона РФ № 3543-1, в последствии такой порядок исчисления стажа был отменен. С 01.10.1993 г. период учебы в педагогический стаж не включается.

Мужчин-педагогов волнует вопрос о том, войдет ли служба в армии в льготный стаж , и тут ответ в следующем. До 1991 года действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Данное правило не применяется с начала 1991 года.

Какой порядок в 2019 году?

В связи с проведением в стране масштабной пенсионной реформы, начиная с 2019 года требования к стажу педагогических работников меняться не будут , но после завершения переходного периода (2019-2023) стать пенсионером педагог сможет только через 5 лет после выработки стажа 25 лет.

Вводиться новое условие будет постепенно. Если педагогический работник выработал стаж 25 лет в 2019 году, то право выхода на льготную пенсию откладывается на 6 месяцев с даты, когда стаж стал ровно 25 лет. В 2020 году право на пенсию будет отложено уже на 18 месяцев, в 2021 году на 3 года , в 2022 — на 4 года и начиная с 2023 года откладывается на 5 лет .

Например, у школьного учителя 20 мая 2019 года исполняется ровно 25 лет как началась его педагогическая деятельность, право на пенсию возникает только 20 ноября 2019 года (+6 месяцев).

Другой пример, воспитатель детского сада вырабатывает педагогический стаж 25 лет — 10-го января 2020 года, в связи с этим право на льготную пенсию возникает 10 июля 2021 года (+18 месяцев).

О некоторых особенностях начисления льготной пенсии для педагогов рассказано в следующем видеосюжете:

Решение № 2-715/2013 М-631/2013 2-39/2014(2-715/2013;)~М-631/2013 2-39/2014 от 24 января 2014 г.

Дело № 2-39/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Заречный районный суд Свердловской области в составе судьи Букатиной Ю.П.,

При секретаре: Ворокосовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чвановой Н.Н. к ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Заречном о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, о назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с указанным выше исковым заявлением. В обоснование исковых требований указала, что 31 июля 2013г. обратилась в Пенсионный фонд по г. Заречный с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пп.19 п. 1 ст. Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако Пенсионный фонд в г. Заречный решением от 02 сентября 2013г. в назначении досрочной трудовой пенсии отказал, поскольку необходимый педагогический трудовой стаж не выработан. Ответчик не засчитал в стаж педагогической деятельности время работы с 01 сентября 1987г. по 31 мая 1990г. в должности помощника воспитателя. Истица считает, что исключение указанного периода из льготного стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии противоречит законодательству, а именно Письму Минпроса СССР от 05.02.1987г. согласно которого в педагогический стаж зачитывается время работы в качестве помощника воспитателя, если в указанный период работы по этой профессии работник одновременно обучался в педагогическом учебном заведении и по его окончании приступил к педагогической деятельности. Истица с 11 июня 1988 года зачислена в Катайское педагогическое училище на заочное отделение по специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях» по квалификации «воспитатель дошкольный учреждений». В период обучения истица продолжала работать помощником воспитателя, а также постоянно заменяла отсутствующих воспитателей. Истица просила признать решение Пенсионного фонда в г. Заречный об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным; обязать Управление Пенсионного фонда в г. Заречный включить период работы с 11.06.1988г. по 31.05.1990г. в качестве помощника воспитателя в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и признать за истицей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; обязать Управление пенсионного фонда в г. Заречном назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 31 июля 2013г.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика исковые требования истца не признала. В судебном заседании пояснила, что страховой стаж истицы по представленным документам составил 34 года 02 месяца 15 дней. Стаж в связи с педагогической деятельностью составляет 23 года 01 месяц 17 дней. Из специального трудового стажа истицы исключены периоды с 07.04.1986г. по 31.08.1987г. в детском саду №9 няней – уборщицей и с 01.09.1987г. по 31.05.1990г. детский сад № 9 должность помощник воспитателя. Указанные периоды исключены из специального трудового стажа, так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, должности няни – уборщицы и помощник воспитателя не поименованы.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования истицы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из материалов дела следует, что истца 31 июля 2013г. обратилась в УПФР в г. Заречном с заявлением о назначении пенсии в соответствии пп. 1 п. 19 ст. Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 33-35).

Решением ГУ – УПФР в городе Заречном № 747752/13 от 02 сентября 2013г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было отказано, так как стаж истицы в связи с педагогической деятельностью составил 23 года 01 месяц 17 дней. Из специального трудового стажа исключен, в том числе, спорный период с 01.09.1987г. по 31.05.1990г. работы истицы в детском саду № 9 в должности помощника воспитателя (л.д.8-11).

В силу ч. 2 ст. Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067.

Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 поименована должность воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях.

Из пояснений сторон, материалов дела следует, что истица в спорный период с 01.09.1987г. по 31.05.1990г. работала в должности помощника воспитателя в детском саду № 9, что подтверждается копией трудовой книжки истца и не оспаривается ответчиком (л.д.14-18).

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 367, предусмотрены должности воспитателя и воспитателя детского сада (яслей-сада), должность «помощника воспитателя» указана в разделе профессии рабочих. Должность «младший воспитатель» внесена в классификатор в 2002 году.

В соответствии с приказом Гособразования СССР от 04 июня 1990 года N 375 должность «помощник воспитателя» была введена в штаты образовательных учреждений вместо должности «ночная няня».

Пунктом 9.3 приказа Минобразования РФ и Госкомвуза от 31 августа 1995 года N 463/1268 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования» (далее - Приказ N 463/1268) предусмотрено, что вместо должности «помощник воспитателя» в образовательных учреждениях может вводиться должность «младший воспитатель».

Должностные обязанности по должности «младший воспитатель» в учреждениях народного образования, утвержденные этим же приказом, а также постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 года N 46, не совпадают с должностными обязанностями по должности «воспитатель (включая старшего)».

Более того, по тарифно-квалификационным характеристикам должность младшего воспитателя относится к должностям учебно-вспомогательного персонала, а должность воспитателя (включая старшего) - к специалистам, которые в силу пункта 4 Приказа N 463/1268 относятся к должностям педагогических работников.

Таким образом, должность «младшего воспитателя» введенная вместо должности «помощник воспитателя» не относится к должности педагогического работника.

Аналогичные тарифно-квалификационные характеристики по должностям «младший воспитатель» и «воспитатель (включая старшего)» предусмотрены и действующим в настоящее время законодательством (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

В действующей системе пенсионного обеспечения установление льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Однако, ни действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности «помощник воспитателя».

Письмо Минпроса СССР от 05.02.1987г. не может являться основанием для включения в педагогический стаж истца периода работы в должности «помощника воспитателя», так как указанными выше Списками профессий и должностей работников образования должность «помощник воспитателя» не поименована.

Таким образом, оснований для включения в специальный стаж рассматриваемого спорного периода работы истца в должности «помощник воспитателя» у суда не имеется.

Поскольку период работы истца в должности помощника воспитателя не подлежит включению в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, требование истца об обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с 31 июля 2013г. не подлежит удовлетворению, ввиду отсутствия необходимого педагогического стажа для назначения данного вида пенсии.

Руководствуясь ст. ст. - Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Чвановой Н.Н. о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, о назначении пенсии – отказать в связи с необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда в Свердловский областной суд через Заречный районный суд.

Судья /подпись/

Копия верна

Судья Ю.П.Букатина

Суд:

Заречный районный суд (Свердловская область)

Досрочная трудовая пенсия в связи с педагогической деятельностью устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.

Для пенсионного обеспечения данной категории постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию и Правила исчисления стажа работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию.

Указанный Список содержит исчерпывающий перечень должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, и идеология его применения исходит из точного соответствия наименования должностей и учреждений, в которых протекала работа, наименованиям должностей и учреждений, предусмотренных в Списке.

При осуществлении работы в учреждении, наименование которого не предусмотрено Списком, период работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не засчитывается. Например, не предусмотрены Списком такие учреждения, как детский комбинат, комплекс, соответственно работа в таком учреждении не засчитывается в стаж на соответствующих видах работ.

Списком предусмотрены должности: директор (начальник, заведующий), заместитель руководителя (при условии, если его деятельность связана с образовательным процессом), заведующий учебной частью, преподаватель, в т.ч. старший, воспитатель, в т.ч. старший, воспитатель-методист, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, мастер производственного обучения, учитель, учитель-логопед, логопед, учитель-дефектолог, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагог, воспитатель ясельной группы и другие должности.

Периоды работы в должностях, не предусмотренных Списком либо имеющих любые отклонения в их наименовании, не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ. Так, например, не засчитывается для назначения досрочной трудовой пенсии по старости работа в должностях пионервожатой, методиста, психолога, руководителя кружка, сестры-воспитателя и др.

Работа в отдельных должностях при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитывается в зависимости от времени ее выполнения. Так, работа в должностях воспитателя-методиста, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается только за периоды до 01.11.1999; в должностях педагога, педагога-воспитателя, медицинской сестры ясельной группы - за периоды до 01.01.1992.

Руководители дошкольных учреждений (детские сады, ясли-сады, детские ясли, центры развития ребенка - детские сады) и их заместители с 01.11.1999 права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не имеют. Стаж в указанных учреждениях и должностях засчитывается только до 01.11.1999.

Работа в должностях социального педагога, педагога-психолога, инструктора по труду засчитывается в стаж на соответствующих видах работ по Списку от 29.10.2002, но не во всех предусмотренных Списками учреждениях, а только в учреждениях социальной и коррекционной направленности.

По общему правилу исчисления специального стажа, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, предусмотренных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением должности музыкального руководителя, работа которого требует подтверждения выполнения установленной нормы рабочего времени за весь период деятельности в данной должности.

Исключение из установленного правила составляют учителя начальных классов общеобразовательных учреждений и учителя, расположенных в сельской местности общеобразовательных школ. Подтверждение выполнения нормы рабочего времени для них не требуется. Также независимо от выполнения нормы рабочего времени и ведения преподавательской работы засчитывается в стаж работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, учебно-производственной работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом. Напротив, для заместителей руководителей по научной, методической работе требуется дополнительное подтверждение непосредственной занятости с образовательным (воспитательным) процессом.

Отдельные правила в части ведения преподавательской работы установлены для руководителей отдельных учреждений (например, для директоров общеобразовательных учреждений, общеобразовательных школ – интернатов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений и др.). Начиная с 01.09.2000, для зачета в стаж периода работы в качестве руководителя учреждения, требуется выполнение установленного объема преподавательской работы (от 240часов до 360часов в год). Преподавательская работа может осуществляться, как в одном, так и в нескольких образовательных учреждениях.

Помимо образовательных, социальных и коррекционных учреждений для детей, Список содержат учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), работа в которых также дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. К таким учреждениям относятся, например, детская школа искусств, детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, дворец пионеров и школьников, центр детского творчества и др.

Для работников указанных учреждений установлены дополнительные условия. Периоды работы в учреждениях дополнительного образования с 01.01.2001 засчитываются в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости при наличии на 01.01.2001 стажа работы в должностях и учреждениях, предусмотренных в Списке, не менее 16 лет 08 месяцев и одновременно факта работы в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в соответствующих должностях в учреждениях дополнительного образования. При отсутствии одного из перечисленных условий работа в учреждениях дополнительного образования детей с 01.01.2001 не засчитывается.

В связи с принятием постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П при определении права на досрочную трудовую пенсию применяются нормы ранее действовавшего законодательства: Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 № 463; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067.

Указанный порядок применения законодательства ограничен временными рамками действия соответствующих нормативных актов (до 01.11.1999 применяется постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, с 01.11.1999 до 12.11.2002- постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, с 12.11.2002 – постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781).

В соответствии с действующим законодательством в специальный стаж наряду с периодами работы засчитываются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Отпуск по беременности и родам не исключается из продолжительности стажа педагогической деятельности.

Включение в специальный стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 3-ёх лет действующее законодательство не предусматривает.

Вопрос о зачете в специальный стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком может рассматриваться в рамках применения постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П, т.е. с учетом ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которым в стаж педагогической деятельности засчитываются периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, предоставляемом в период до 06.10.1992, до исполнения ребенку 1,5 лет.

Следует отметить, что выбор наиболее выгодного варианта оценки пенсионных прав осуществляется индивидуально при обращении граждан за назначением досрочной трудовой пенсии.

Благодарю за идею статьи Н.П.Козлова, В.Н.Селиванова (с. Батырево, Чувашская Республика), а также Т.Ф.Самигуллина (с. Н.Кинер, Республика Татарстан). См. также № 34/04 и № 6/05.

Педагогический стаж является видом специального трудового стажа работника. Он представляет собой суммарную продолжительность трудовой деятельности в образовательных учреждениях (ОУ) на должностях, связанных с учебным процессом. Трудовое законодательство с данным видом стажа связывает возможность назначения педагогическому работнику не только трудовой пенсии по старости, но и определение размера заработной платы, и предоставление длительного отпуска сроком до одного года. Педагогический стаж имеет определённое значение при оформлении на работу в ОУ и прохождении аттестации на квалификационную категорию, а также при осуществлении процедуры представления к государственным наградам.

В нормативных правовых актах данный стаж именуется как стаж педагогической работы, или – более узко – стаж преподавательской деятельности.

К такому стажу относят не всю педагогическую деятельность работников, а только те периоды, когда работник выполнял должностные обязанности, соответствующие Спискам профессий, должностей, специальностей в образовательных и иных учреждениях. Если же наименование должности или учреждения, в которых работает педагог, не включены в эти Списки, то такой период не засчитывается в стаж педагогической деятельности.

Различают несколько видов педагогического стажа в зависимости от цели его назначения. Особенность определения периодов трудовой деятельности как педагогической определяется также Порядками исчисления стажа, которые устанавливает Правительство РФ. Так, например, в некоторых случаях учёба в педагогических учебных заведениях, служба в Вооружённых Силах СССР и РФ засчитывается как педагогический стаж, но только в определённом сочетании периодов трудовой деятельности.

Особенностью определения стажа педагогической деятельности является и то, что вводимые правительством РФ ограничения по зачёту периодов работы педагогов могут меняться с принятием новых нормативных правовых актов.

Педагогический стаж наряду с наличием специального образования и квалификационной категорией является существенным условием при заключении трудового договора педагога. Важным моментом здесь следует считать порядок исчисления периодов трудовой деятельности, которые могут быть отнесены к стажу педагогической работы для установления разряда оплаты труда.

Согласно письму Минобрнауки РФ № АФ–97 от 26.10.2004 основным документом для определения стажа педагогической работы является трудовая книжка.

Стаж педагогической работы, не подтверждённый записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений, скреплённых печатью и выданных на основании документов, подтверждающих стаж работы по специальности (приказы, послужные и тарификационные списки, книги учёта личного состава, табельные книги, архивные описи и т.д.). Справки должны содержать данные о наименовании ОУ, о должности и времени работы в этой должности, о дате выдачи справки, а также сведения, на основании которых выдана справка о работе.

В случае утраты документов о стаже педагогической работы указанный стаж может быть установлен на основании справок с прежних мест работы или на основании письменных заявлений двух свидетелей, подписи которых должны быть удостоверены в нотариальном порядке. Свидетели могут подтверждать стаж только за период совместной работы. В исключительных случаях, когда не представляется возможным подтвердить стаж работы показаниями свидетелей, которые знали работника по совместной работе и за период этой работы, органы, в подчинении которых находятся ОУ, могут принимать показания свидетелей, знавших работника по совместной работе в одной системе.

Помимо этого постановление Минтруда России от 24.06.1994 № 50 определяет, что в случаях массовой утраты документов о стаже в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.) трудовой стаж работников устанавливается Комиссиями по установлению стажа, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов РФ. Установление факта работы, профессии (должности) и периода работы в конкретном учреждении осуществляется на основании документов, имеющихся у работника (справки, профсоюзного билета, учётной карточки члена профсоюза, расчётной книжки и т.д.), а в случае отсутствия – на основании показаний двух и более свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе на одном предприятии или в одной системе.

Влияние стажа педагогической работы существенно сказывается на росте заработной платы педагога. В этом случае порядок зачёта в педагогический стаж определяется в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ, изложенными в письме данного ведомства от 26.10.2004 № АФ-97.

Любопытно, что данный документ учитывает особые периоды деятельности работника, когда он реально не выполнял педагогическую работу, но формально остаётся работником данной системы. Так, в стаж педагогической работы учитывается время работы в других учреждениях (организациях) , службы в Вооружённых Силах СССР и РФ, время обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования в соответствии с условиями, предусмотренными порядком определения стажа педагогической работы (раздел 9), представленном в данном документе.

Так, педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается следующие периоды времени:

    Безо всяких условий и ограничений:

– время нахождения на военной службе по контракту из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) – один день военной службы за два дня работы;

– время работы в должности заведующего фильмотекой и методиста фильмотеки.

    При условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность:

– время службы в Вооруженных Силах СССР и РФ на должностях офицерского, сержантского, старшинского составов, прапорщиков и мичманов (в том числе в войсках МВД, в войсках и органах безопасности), кроме периодов, предусмотренных в пункте 1.1;

– время работы на руководящих, инспекторских, инструкторских и других должностях специалистов в аппаратах территориальных организаций (комитетах, советах) профсоюза работников народного образования и науки РФ (просвещения, высшей школы и научных учреждений); на выборных должностях в профсоюзных органах; на инструкторских и методических должностях в педагогических обществах и правлениях детского фонда; в должности директора (заведующего) дома учителя (работника народного образования, профтехобразования); комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав или в отделах социально-правовой охраны несовершеннолетних, в подразделениях по предупреждению правонарушений (инспекциях по делам несовершеннолетних, детских комнатах милиции) органов внутренних дел;

– время обучения (очная форма) в аспирантуре, учреждениях высшего и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

    Для ниже указанных категорий педагогических работников помимо периодов, предусмотренных п. 1 и 2 настоящего Порядка, засчитывается время работы в организациях и время службы в Вооружённых Силах СССР и РФ по специальности (профессии), соответствующей профилю работы в образовательном учреждении или профилю преподаваемого предмета (курса, дисциплины, кружка):

– преподаватели-организаторы (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки);

– учителя и преподаватели физвоспитания, руководители физического воспитания, инструкторы по физкультуре, инструкторы-методисты (старшие инструкторы-методисты), тренеры-преподаватели (старшие тренеры-преподаватели);

– учителя, преподаватели трудового (профессионального) обучения, технологии, черчения, изобразительного искусства, информатики, специальных дисциплин, в том числе специальных дисциплин общеобразовательных учреждений (классов) с углублённым изучением отдельных предметов;

– мастера производственного обучения;

– педагоги дополнительного образования;

– педагогические работники экспериментальных образовательных учреждений;

– педагоги-психологи;

– методисты;

– педагогические работники учреждений среднего профессионального образования (отделений) культуры и искусства, музыкально-педагогических, художественно-графических, музыкальных;

– преподаватели учреждений дополнительного образования детей (культуры и искусства, в т.ч. музыкальных и художественных); преподаватели специальных дисциплин музыкальных и художественных общеобразовательных учреждений, преподаватели музыкальных дисциплин педагогических училищ (педагогических колледжей), учителя музыки, музыкальные руководители, концертмейстеры.

Работникам учреждений и организаций время педагогической работы в ОУ, выполняемой помимо основной работы на условиях почасовой оплаты, включается в педагогический стаж, если её объём (в одном или нескольких образовательных учреждениях) составляет не менее 180 ч в учебном году. При этом в педагогический стаж засчитываются только те месяцы, в течение которых выполнялась педагогическая работа.

Главное, на что следует обратить внимание: право решать конкретные вопросы о соответствии работы в учреждениях, организациях и службы в Вооружённых Силах СССР и РФ профилю работы, преподаваемого предмета (курса, дисциплины, кружка) предоставляется руководителю ОУ по согласованию с профсоюзным органом.

Особенностью педагогического стажа является и порядок его исчисления для присвоения квалификационной категории. Так, письмо Минобразования РФ от 29.03.2001 определяет, что согласно «Требованиям к квалификации по разрядам оплаты труда» установление разрядов ЕТС по итогам аттестации работников могут устанавливаться в зависимости от стажа педагогической работы, стажа работы по специальности (по профилю) или стажа работы в определённых должностях и учреждениях.

Педагогический стаж помимо размера заработной платы может повлиять и на возможность получения педагогом длительного отпуска сроком до одного года. Стаж, необходимый для реализации данного права, называется стажем непрерывной преподавательской работы. Именно такой стаж даёт право педагогу на указанный отпуск. К нему относят время работы в государственных, муниципальных ОУ и негосударственных ОУ, имеющих государственную аккредитацию, в должностях и на условиях, предусмотренных Перечнем должностей, согласно приказу Минобразования России от 7.12.2000.

В указанный стаж, дающий право на длительный отпуск, засчитывается:

– фактически отработанное время;

– время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в т.ч. время оплаченного вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе);

– время, когда педагогический работник проходил производственную практику на оплачиваемых преподавательских должностях в период профессионального образования, аспирантуре и докторантуре;

– время, когда педагогический работник фактически не работал, но получал пособие по государственному социальному страхованию за исключением времени, когда он находился в частично оплачиваемом отпуске и получал пособие по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.

Педагогический стаж является основным условием предоставления трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. В этом случае действует несколько иной порядок исчисления стажа педагогической деятельности. Этот порядок определяется федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 28) и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 , в котором приводится Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.

Следует отметить, что согласно правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, никаких ограничений в подсчёте педагогического стажа не существует для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений и учителей общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ.

А вот для других категорий работников действует иной порядок. Периоды работы, выполнявшейся ими до 1 сентября 2000 г., засчитываются в педагогический стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени, а начиная с 1 сентября 2002 г., периоды деятельности засчитываются в стаж педагогической работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) работником нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

В июне 2004 г. Конституционный суд РФ рассмотрел жалобы 38 граждан и запросы 6 судов, и вынес постановление, которое теперь позволяет распространить право досрочного предоставления трудовой пенсии по старости на лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не являющихся государственными или муниципальными.

При анализе собственного трудового пути и отнесения тех или иных периодов трудовой деятельности к педагогическому стажу, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, педагогическому работнику следует помнить, что в такой стаж не засчитываются следующие периоды:

– время нахождения педагогического работника в длительном отпуске сроком до одного года;

– время нахождения в отпуске по уходу за ребенком после 6 октября 1992 г. (см. постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П);

– время работы в должностях и учреждениях, не включённых в Список должностей и учреждений, работа в которых даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (например, старший пионервожатый или преподаватель по подготовке водителей в спортклубе ДОСААФ);

– время деятельности работника, не связанной с учебным процессом в учреждениях для детей (например, служба в Вооружённых Силах СССР и РФ).

Заметим также, что пенсионный фонд, куда обращается педагогический работник, порой отказывает ему в зачёте периодов работы в учреждениях для детей, если в упомянутом Списке наименования должностей не совпадают с записями в трудовой книжке. В этом случае следует руководствоваться уже принятыми постановлениями Минтруда России в отношении тождественности должностей, а если документ о тождественности должностей отсутствует, то обращаться в суд.

При этом в Пенсионном фонде, куда обратился работник, следует получить письменный отказ в зачёте определённых периодов трудовой деятельности в педагогический стаж. С этим документом работнику следует обратиться в суд: либо о назначении пенсии с момента отказа, данного Пенсионным фондом, либо о внесении в установленном порядке изменения в соответствующую запись в трудовой книжке, если администрация учреждения отказывает в выполнении данной процедуры. Дополнительные разъяснения по спорным вопросам о назначении пенсии можно получить в Минтруде РФ.

Литература

1. Письмо Минобрнауки РФ № АФ-97 от 26.10.2004 «О рекомендациях «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году». – Вестник образования, 2005, № 2.

2. Постановление Минтруда РФ от 24.06.1994 № 50 «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций». – «Российские вести» от 28.07.1994, № 50.

3. Под организацией понимаются предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности и подчинённости.

4. Письмо Минобразования России от 29.03.2001 «Об оплате труда работников учреждений образования (вместе с «Временными требованиями по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам)». Документ не был опубликован СПС «Консультант Плюс».

5. Приказ Минобразования России от 7.12.2000 № 3570 «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до 1 года». – «Российская газета» от 13.03.2001, № 50-51.

6. «Российская газета» от 06.11.2002, № 212.

7. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. – «Российская газета» от 06.11.2002, № 212.

8. Постановление Конституционного суда РФ по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28, п. 1 и 2 ст. 31 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов г. Липецка, а также жалобами ряда граждан. – «Российская газета» от 15.06.2004, № 124.

9. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2005 № 278 «Об установлении тождества наименований учреждений “Школа-лицей”, “Школа-гимназия” наименованиям учреждений “Лицей”, “Гимназия”»; постановление Минтруда РФ от 23.06.2003 № 39 «Об установлении тождества наименования должности “музыкальный работник” наименованию должности “музыкальный руководитель”»; постановление Минтруда РФ от 25.07.2003 № 57 «Об установлении тождества наименования учреждения “Экспериментальная детская школа искусств” наименованию учреждения “Детская школа искусств”, в том числе по виду (видам) искусств»; постановление Минтруда РФ от 3.10.2002 № 67 «Об установлении тождества наименований специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии наименованиям учреждений “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат” и “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа”»; постановление Минтруда РФ от 3.10.2002 № 68 «Об установлении тождества наименования должности “преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности” наименованию должности “военный руководитель”».

_________________

Материал подготовлен при информационной поддержке компании «Консультант-Плюс».