Проект по развитию мелкой моторики в средней группе. Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста: «веселые ладошки Упражнение «Весёлый карандаш»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее… » В. А. Сухомлинский

Кузищина Ольга Константиновна – воспитатель.

Продолжительность проекта:

9 месяцев

Участники проекта:

дети, воспитатели, родители

Возраст детей:

3-5 лет

Интеграция областей:

Социализация,

Познание,

Коммуникация,

Труд,

Чтение художественной литературы,

Безопасность

Актуальность проблемы:

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Цель проекта:

создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи проекта:

совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;

развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

развивать эмоциональную отзывчивость;

развивать коммуникативные навыки.

Подготовительный этап

Выбор темы, постановка целей и задач;

Написание перспективного плана;

Подбор материала для игр.

Основной этап

Перспективный план по развитию мелкой моторики у дет ей младше-средней группы .

Сентябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5.Настольная игра «Найди фигуре место».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» (с пластилином).

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», повторение «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Январь

1.Заучивание пальчиковой игры «Ежик», повторение «Апельсин».

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «Человечек», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Забей шарик в ворота», «Мозаика».

Февраль

1.Закрепление пальчиковых игр «Ежик», «Апельсин», «Пирожки».

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «По кочкам через болото».

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).

Март

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы)).

5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Апельсин», «Спокойного сна!».

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Пальчики в лесу».

2.Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «В гости», «Цветок».

3.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

4.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

5.Настольные игры «Мозаика», «Пазл».

Заключение:

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми. Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Литература.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009.

Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.

Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.

«Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеобразовательного вида №6» г Бронницы

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» в младше-средней группе

Воспитатель: Кузищина О.К.

Перспективный план «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Для развития моторики рук на используются следующие приемы, игра и упражнения: . самомассаж кистей рук; . пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры; . выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины) . рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.) К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научились самостоятельно и творчески работать.

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста: «веселые ладошки»»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

«ВЕСЕЛЫЕ ЛАДОШКИ»

Перспективный план «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.

Для развития моторики рук на используются следующие приемы, игра и упражнения:

Самомассаж кистей рук;

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

Рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)

К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научились самостоятельно и творчески работать.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:

Образовательные:

формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

формирование практических умений и навыков;

обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

совершенствование движений рук;

развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

развитие речи детей.

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

воспитывать и развивать художественный вкус;

воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Месяц неделя

Тема

Задачи

Упражнения

ОКТЯБРЬ

1 неделя

«Овощи с огорода»

2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

3. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

4. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.

6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1. Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».

2. «Морковка» - раскрась по образцу.

3. Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).

4. Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.

5. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.

2 неделя

«Одежда»

2. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.

3. Учить последовательно одевать и раздевать куклу.

4. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу.

5. Воспитывать бережное отношение к одежде.

1. П/и «Гномики- прачки» .

2. Чтение стихотворения «Мой мишка» - застегивание и расстегивание пуговиц.

3. Упр. «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.

4. Д/игра «Оденем Петю».

5. Упр. «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.

3 неделя

«Транспорт»

2. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания.

3. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.

4. Учить работать с бумагой -разглаживать скомканную бумагу.

5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.

1. Упражнение «Что у кого?» - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки.

2. Упражнение «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по ковру.

3. «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.

4. Упражнение «Топай-хлопай».

5. Пальчиковая игра «Вертолет».

6. Самомассаж бусинками– катать по очереди каждым пальчиком бусинки.

4 неделя

«Домашние животные»

1. Развивать мелкой моторики рук.

2. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

3. Учит детей из предложенных геометрических фигур выкладывать животных по образцу в горизонтальной плоскости.

4. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Воспитывать любовь к животным, фантазию.

1. Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

2. Упражнение «Коготки и лапки».

3. Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.

4.»Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки.

5. Д/и «Животные и их детеныши».

6. Самомассаж гранеными карандашами.

НОЯБРЬ

1 неделя

«Игрушки»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Продолжать учить координир. движения с речью.

3. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий.

5. Закреплять у детей умение работать с бумагой- разглаживание смятой в комочек бумаги.

6. Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами.

1. П/г «Игрушки».

2. Упражнение «Лошадка».

3. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

4. Упр. "Собери матрешку»-2 матрешки перепутаны. Нужно правильно собрать.

5. «Рисуем мячи»- на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик).

6. Упражнение "Платочек для куклы" -определение фактуры материала.

7. «Пирамидка» -лепка из пластилина

8. Самомассаж косточками фруктов.

2 неделя

«Птицы»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.

3. Продолжать учить координировать движения с речью.

4. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать из в комочки.

5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.

1. П/г. «Утята».

2. «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками.

3. Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.

4. Упражнение «Что внутри» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, греча).

5. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.

6. Оригами «Птички».

7. Самомассаж бусинками.

3 неделя

«Посуда»

Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Учить соотносить предметы со словесным обозначением.

3. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек.

6. Воспитывать бережное отношение к посуде.

Упражнения

1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками).

2. Игра «Собери сервиз» - чудесный мешочек.

3. Пальчиковая гимнастика «Посуда».

4. Упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам.

5. «Склеим чашку» - собрать картинку из 2-х частей.

6. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.

4 неделя

«Транспорт»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью.

4. Учить детей строить из кубиков машину, развивать интерес к деятельности.

5. Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек.

6. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе обоих рук.

1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход».

2. Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет».

3. Игра «Грузовик построим сами».

4. Упражнение «Машина на погрузке» - рассортировать красную и белую фасоль по разным грузовикам.

5. Самомассаж гранеными карандашами.

6. Упражнение «Ловкие ручки» - подбери подходящую крышечку.

ДЕКАБРЬ

1-2 неделя

«Дикие животные»

2. Стимулировать тактильные ощущения.

3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног.

4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.

5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу.

6. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложной.

1. Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.

2. Пальчиковая гимнастика «На лужок».

3. Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.

4. Подвижная игра «Зайка»

5. Упражнение «Веселые зверята»

6. Угостим медвежонка медом –рисование сот пальчиковыми красками.

7. Самомассаж мячиками (ежиками).

3-4 неделя

Зима

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Знакомство с глиной как с художественным материалом.

6. Развивать умение сматывать клубочки.

Упражнения

1. «Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.

2. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки.

3. Упражнение «Вязаные лоскутки»- работа с лоскутками связанных из разных ниток.

4. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Зимняя прогулка»

5. Самомассаж мячиками (ежиками).

6. Дорисуй ветку, на которой сидит воробей.

7.»Глиняные рожицы» - рисуем глиной.

ЯНВАРЬ

2-3-4 неделя

«Професии»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал.

5. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность.

1. П\г «Месим тесто», «Строим дом».

2. Игра «Тесто» - имитация замешивания теста в сухом бассейне.

3. Упражнение «Каталог тканей» - какая ткань на ощупь.

4. Упражнение «Собери красивый букет» - шнуровка.

5.»Мы строители» - строим из строительного материала гараж.

6. Упражнение «Шишки для белочки» - положи в одну коробку маленькие сосновые шишки, в другую - большие.

7. Самомассаж гранеными карандашами.

ФЕВРАЛЬ

1-2-3 неделя

«Защитники отечества»

1.Совершенствовать мелкую моторику рук

2. Упражнять в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать умение наносить мазки пальцами.

3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками.

4. Учить детей завязывать узелки и бантики.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».

2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок».

3. «Салют» - рисуем пальчиковыми красками

4. Упражнение «Орешки»- с грецкими орехами.

5. Самомассаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем.

6. Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре

ФЕВРАЛЬ

4 неделя

МАРТ

1 неделя

«Мамин праздник»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Тренировать умение создавать узор по образцу.

3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.

6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.

1. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.

2. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга.

3. Подвижная игра «Подарок маме».

4. «Платочек для мамы» - украшаем платочек, рисуем пальчиковыми красками

5. Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.

6. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе.

МАРТ

2-4 неделя

«ДОМ»

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Обучение рисованию кругов.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Упражнять в умении рисовать на манке, создавать изображение с помощью счетных палочек.

5. Развивать чувство формы.

6. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому.

7. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1. Игра «Что лишнее?» - «Чудесный мешочек».

2. П/и «Кроватка», «Стул».

3.»Домик для мишутки» - рисуем на манке.

4. Д/и «Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.

5. Образно-пластическое творчество детей - «Мы строители»

6. Упр. «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе.

7. Самомассаж гранеными карандашами.

АПРЕЛЬ

1-2 неделя

«Электроприборы»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Закрепление умение закрашивать готовые изображения.

4. Развивать внимание.

5. Воспитывать чувство коллективизма, желание прийти на помощь.

Упражнения

1. П/г «Это звери».

2. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов электроприборов из бумаги, смятой в комочки.

3. Лабиринт «Какая лампа включена» (Книга развивающих игр).

4. Раскрась рисунок не выходя за контур- «Телевизор», «Компьютер», «Утюг»

5. Игра «Тяжело-легко» -рассортируй тяжелые и легкие предметы.

6. Самомассаж мячиками (ежиками).

3-4 неделя

«Весна»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.

5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.

6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.

7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.

1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц».

2. Упражнение «Весенняя полянка»- с помощью прищепок выкладываем композицию: солнышко, травку, первые цветы, деревья.

3.»Весенний букет» - аппликация с использованием оригами.

4. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков.

5. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).

1-2 неделя

«Весенныеы солнышко»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках.

5. Развивать чувство формы, цвета, композиции.

6. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.

1. Игра»Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометр. фигуры).

2. Упражнение «Веселые ладошки» - учимся завязывать узелки, бантики.

3. Лабиринт «К какому растению летит бабочка» (Книга развивающих игр)

4. «Весенние цветы - одуванчики»-рисуем пальчиковыми красками.

5. Пальчиковая гимнастика «Улитка».

6. Пальчиковая игра «Орешек».

7. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.

3-4 неделя

Насекомые

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие.

5. Развивать умение завязывать узелки.

6. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом.

7. Вовлекать детей в сотрудничество, учить рисовать вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ.

1. П/игра «Червячки», «Паучок»

2. Упражнение «Посадка фасоли» - в песке сделать ямки и посадить семена.

3. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы.

4. Упражнение «Насекомые на листочке» - упражнение в шнуровке.

5. Упражнение «Закрути баночки» - подобрать по размеру и закрутить крышечку.

6. Упражнение «Узелки» -завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.

7. Самомассаж косточками фруктов.

8. «Вот такие ножки у сороконожки» - коллективное рисование

Сентябрь 1 неделя: Тема "Детский сад и игрушки"
1. Пальчиковая гимнастика: "Дружба" "В гости к пальчику большому" "Шарик".
2. "Фигурки из палочек" (качели).
3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик).
4. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек (выбрать на ощупь из Зх игрушек одну нужную).
5. "Дорисуй узор"
2 неделя: Тема "Ягоды"
1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй " "Травка" "Этот пальчик "
2. "Фигурка из палочек " (корзинка для ягод).
3. Игра с камушками (выложить ягоды по контуру).
4. Ниткография (полянка).
5. Дорисуй узор.
3 неделя: Тема "Грибы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Корзинка", "За грибами"
2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).
3. Игра с перловкой (грибы).
4. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов".
5. Рисунок по образу из лёгких геом. фигур.
6. Дорисуй узор.

4 неделя: Тема "Овощи"
1. Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты"
2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей).
3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу).
4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.
5. Дорисуй узор.
Октябрь 1 неделя: Тема "Перелётные птицы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая" "скворечник" "Птенчики в гнезде"
2. Фигурки из веточек (стайки птиц)
3. Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох).
4. "Узнай меня!" (соединить точки одной линией)
"Лебедь"
5. Дорисуй узор
2 неделя: Тема "Домашние птицы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Утята" "Гусь"
"Петушок" "Курочка".
2. Работа с гуашью [желтой гуашью кончиками пальцев раскрасить цыплят, скомкать бумагу в маленькие комочки - корм]
3. Игра с рисом: (обвести утенка по контуру и
выложить его рисом)
4. Самомассаж гранеными карандашами
5. Дорисуй узор.
3 неделя: Тема "Почта"
1. Пальчиковая гимнастика: "Гости" "Почтовый ящик 2.Фигурки из палочек (конверт).
3. Работа с гуашью (кончиком пальцев нарисовать
открытку).
4. Художественный труд (конверт)
5. Дорисуй узор.
4. неделя: 1. Пальчиковая гимнастика: "Пальчики5 "Грабли"
2. Фигурки из палочек
3. Обрывание (форма листьев различных деревьев)
4. Самомассаж с шариками.
5. Ниткография (осенние деревья).
6. Дорисуй узор.
Ноябрь
1 неделя: Тема "Семья"
1. Пальчиковая гимнастика: "Моя семья " "Кто приехал"
2. Фигурки из палочек (рожица, очки).
3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.)
4. Бусы в подарок маме из комков бумаги.
5. Игра " Пианино".
6. Дорисуй узор.
2 неделя: Тема "Наш город"
1. Пальчиковая гимнастика: "Газон засох" "Колодец"

2. Фигурки из палочек (башня, дом)
3. Фигурки из веток (здание детского сада, план группы)
4. Работа с камушками (дорога и машины)
5. Самомассаж с гранёными карандашами.
6. Дорисуй узор.
3 неделя: Тема "Наша Родина"
1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй" "Обогрей"
2. Фигурки из палочек (солнце).
3. Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок)
4. Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами определить предмет)
5. Панно из мозаики по мотивам русской народной росписи.
6. Дорисуй узор.
4 неделя: Тема "Зима"
1. Пальчиковая гимнастика: "Погреемся" "Лёд" "Мороз"
2. Игра: "Разложи льдинки по формочкам"
3. Работа с ватой (снежные сугробы)
4. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).
5. Дорисуй узор.

Декабрь 1 неделя: Тема "Зимующие птицы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Голуби" "Воробьи"
2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка)
3. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками)
4. Ниткография (зимний лес)
5. Бисероплетение.
6. Дорисуй узор.
2 неделя: Тема "Зимние забавы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Снежный ком" "Снеговик"
2. Фигурки из палочек (санки)
3. Работа с рисом (зимний пейзаж)
4. Самомассаж с шарами. 5.Дорисуй узор.
3 неделя: Тема "Новый год"
1. Пальчиковая гимнастика: "Праздник" "Ёлочка"
2. Фигурки из палочек (Ёлочка)
3. Обрывание (игрушки для ёлочки)
4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.
5. Дорисуй картинку.
4 неделя: Тема "Посуда и пища"
1. Пальчиковая гимнастика: "Шалун" "мы посуду мыли"
2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)
3. Ласковые пальчики "Чудесный мешочек"
4. Игра с рисом (из большой посуды в несколько мал.)
5. Игра с горохом (выложить любую чайную посуду)
6. Дорисуй узор.
Январь 1 неделя: Тема "Одежда и обувь"
1. Пальчиковая гимнастика: "варежки, сапожки, крючки"
2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками.
3. Работа со шнуровками.
4. Растягивание резинки (держа пальчиками за концы)
5. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь)
6. Плетение узора из разноцветных шнурков.
7. Дорисуй узор.
2 неделя: Тема "Домашние животные"
1. Пальчиковая гимнастика: "Повстречались", "Лошадки" "Овечки" "Собака" "Кошка" "Коза"
2. Фигурки из палочек(киска)
3. Работа с перловкой (телёнка по контуру)
4. Работа со штампами
5. Дорисуй узор.
3 неделя: Тема "Дикие животные"
1. Пальчиковая гимнастика: "Наш лужок", "Ёжик"
2. Фигурки из палочек (ёжик)
3. Ниткография.

4. Самомассаж с гранёным карандашом.
5. Дорисуй узор.
Февраль
1 неделя: Тема "Животные жарких стран"
1. Пальчиковая гимнастика: "Черепаха" "Слон"
2. Работа с камушками (слон по контуру)
3. Обведи рисунок по линии не отрывая карандаш от бумаги.
4. Работа с бросовым материалом (любимое животное)
5. Бисероплетение (хвост павлина)
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур
2 неделя: Тема "Защитники отечества"
1. Пальчиковая гимнастика:"Солдаты" "Бойцы-молодцы"
2. Фигурки из палочек (танк, самолёт).
3. Работа с рисом (салют на синем картоне)
4. Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке"
5. Штампуем пальчиком (дорисовать образ)

,11
3-4 неделя: Тема "Рыбы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Рыбки"
2. Фигурки из палочек (рыбка, ракушка).
3. Работа с цветными шерстяными нитками (аквариум)
4. Работа со штампами (превращение в рыбку)
5. Работа с манкой (шторм)
6. Ниткография (волны)

Март 1 неделя: Тема "Весна"
1. Пальчиковая гимнастика: "Весенний дождик"
2. Работа с бумагой (скатывание) "дождик лей"
3. Работа со штампами (наполним тучку дождиком)
4. Ниткография (краски весны)
5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур.
.95
2 неделя: Тема "Мамин праздник"
1. Пальчиковая гимнастика: "Мамочка, тюльпан"
2. Фигурка из палочек (цветок для мамы)
3. Плетение (бант на коробку)
4. Бисероплетение (бусы для мамы)
5. Обрывание (план)
6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур
.99
3 неделя: Тема "Строительные профессии"
1. Пальчиковая гимнастика: "Маляры, дом на горке"
2. Фигурки из палочек (дом и ворота)
3. Игра (загадать загадки, выложить отгадки по образцу)
4. Самомассаж с шариками.
5. Работа с трафаретами.
6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за края
4 неделя: Тема "Школа и библиотека"
1. Пальчиковая гимнастика: "Мы писали, колокольчик"
2. Фигурки из палочек (тетрадь, карандаш)
3. Графический диктант

4. Игра (с закрытыми глазами выстроить матрёшек подряд)
5. Выложить буквы и цифры горохом.
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
Апрель 1 неделя: Тема "Космос"
1. Пальчиковая гимнастика: "Игра ладонями, Комета"
2. Фигурки из палочек (звёздочка, ракета)
3. Выложить отгадки на загадки камушками (ракета, небо)
4. Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе)
5. Работа с рисом
6. Дорисуй узор
2 неделя: Тема "Мебель"
1. Пальчиковая гимнастика: "Стул, стол"
2. Фигурки из палочек
3. Работа с рисом и горохом
4. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями)
5. Игра (с закрытыми глазами среди нескольких мягких игрушек выбрать 2 одинаковые)
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
3 неделя: Тема "Бытовые приборы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Телевизор, часы, пылесос"
2. Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор)
3. Игра с волчками (конкурс)
4. попади в цель (скомкать газету, забрасывать в кольцо)
5. Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё.
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
4 неделя: Тема "Откуда хлеб пришёл?"
1. Пальчиковая гимнастика: "Хлебушек, пекарь"
2. Фигурки из палочек (мельница)
3. Ниткография (колоски)
4. Работа с пшеном (хлеб)
5. Самомассаж с гранёным карандашом.
6. Тестопластика (крендельки)
7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
.
Май 1 неделя: Тема "Цветы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Цветки, мак, хризантемы
2. Фигурки из палочек (кактус, ваза)
3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан)
4. Работа с тычками (полевые цветы)
5.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края.
2 неделя: Тема "День победы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Салют", "Солдаты"
2. Фигурки из палочек (танк, флаток)
3. Ниткография (вечный огонь)
4. Работа с катушками (памятник павшим солдатам)
5. Дорисуй картинку в зеркальном отражении
3 неделя: Тема "Насекомые"
1. Пальчиковая гимнастика: "Божьи коровки", "Осы" "паук", "Бабочка", "Сороконожка".
2. Фигурки из палочек (бабочка, жук)
3. Обвести рисунок по точкам (комар)
4. Логическая цепочка со штампиком.
5. Ниткография (бабочка)
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
4 неделя: Тема "Каникулы"
1. Пальчиковая гимнастика: "Веселые ребята" "Качели" "Пальчики отдыхают"
2. Фигурки из палочек (карусель)
3. Пейзаж на манке (где я буду отдыхать)
4. Бисероплетение (краски лета)
5. Дорисуй узор в зеркальном отражении

Перспективный план коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей.

Цель - развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением речи.

Тема: «Я - человек»

1. Разглаживание смятых бумажных комочков (контур человека) и наклеивание на лист бумаги

2. Выкладывание дома из геометрических фигур с соблюдением пропорции (для человека)

3. Рисование клубочков.

4. Обвести по трафарету фигуру человека.

5. Лепка из пластилина колобка, колбасок, баранок.

6. Сортировка двух видов семян.

7. Порвать желтый лист бумаги на мелкие части (листопад).

8. Застегивание пуговиц.

Тема: «Овощи и фрукты»

1. Обвести по трафарету овощи и фрукты и раскрасить цветным карандашом в одном направлении.

2. Складывание картинки из четырех частей.

3. Лепка из пластилина овощей.

4. Обвести по контуру фрукты.

5. Разглаживание мятых комочков, что получилось? (овощи и фрукты)

6. Рисование овощей фруктов пальцем.

7. Выкладывание овощей и фруктов из мелкой цветной мозаики.

Тема: «Птицы осенью»

1. Выкладывание контура птицы из палочек по образцу.

2. Имитация клевания зёрен, каждым пальцем и всеми одновременно.

3. Собирание птицы из частей.

4. Обвести по трафарету птицу.

5. Лепка птицы из пластилина

6. Отрывание мелких кусочков от целого листа бумаги.

7. Складывание птицы из геометрических фигур по образцу.

8. Сортировка семечек и гороха.

Тема: «Труд в природе»

1. Определение орудия труда «чудесный мешочек» (вырезанных из картона).

2. Обматывание палочки шнурком.

3. Обводка инструментов по трафарету, закрашивание.

4. Собирание разрезной картинки из толстого картона.

5. Работа пипеткой накапай до отметки.

6. Упражнение со шнуровкой.

7. Скатывание комочков из салфеток.

Тема: «Одежда и обувь»

1. Обвести по контуру одежду и раскрасить её.

2. Раскрась платье в горошек.

3. Сматывание толстых ниток в клубок.

4. Собери одежду и обувь из разрезной мозаики.

Тема: «Мебель, посуда»

1. Выкладывание мебели из палочек по образцу.

2. Выкладывание по контуру мебели из пластилиновых палочек.

3. Обводка посуды по трафарету, наклеивание на неё цветных кружков.

4. Откручивание и закручивание пластиковых пробок.

Тема: «Город, транспорт»

1. Постройка зданий из мелкого деревянного строителя.

2. Выложить из палочек дом по образцу.

3. Обвести по трафарету транспорт и наклеить на него окошки.

4. Рисование палочкой на песке.

5. Обводка машины по контуру и раскрасить её.

6. Собрать из разрезной картинки машину.

7. Собрать грузовик из геометрических фигур.

8. Нарисуй с помощи пипетки дождик.

Тема: «Зимний лес»

1. Обвести по трафарету деревья разной величины.

2. Совместно с детьми наклеить из манки снег на деревьях.

3. Выкладывание веток дерева ниткой.

4. Изготовление снежных комочков из салфеток.

Тема: «Дикие животные»

1. Определить на ощупь мелкие игрушки.

2. Обвести по контору фигурку лисы, раскрасить.

3. Выкладывание разрезной картинки медведя.

4. Лепка морковки из пластилина для зайца.

Тема: «Дикие животные. Домашние животные»

1. Выкладывание из геометрических фигур животного по образцу.

2. Лепка ежа из пластилина, иголки из спичек.

3. Переливание воды ложкой из стакана в тарелку.

4. Рисование клубочков карандашами.

5. Собрать картинку домашнего животного.

6. Разглаживание комочков, что за зверёк?

7. Определи на ощупь домашнее животное.

8. Лепка щенка из пластилина

Тема: «Птицы зимой»

1. Выбрать из семян корм для птиц.

2. Отщипывание маленьких кусочков от пластилина, скатывание в шарики.

3. Прокапавание пипеткой по 4 капельки синицы и воробью.

4. Собрать птиц из геометрических фигур

Тема: «Семья. Профессии»

1. Обвести по трафарету человека.

2. Выкладывание фигуры человека из геометрических фигур.

3. Разгладь смятую одежду.

4. Развесь бельё (прищепки)

Тема: «Профессии»

1. Построить дома из кубиков.

2. Выкладывание дома из цветных палочек.

3. Заготовь бланки, разрезание листа бумаги и складывание пополам.

4. Лепка из пластилина блинов и пряников.

Тема: «Продукты питания»

1. Определи на ощупь продукты питания.

2. Лепка продуктов для магазина.

3. Рассортируй гречку и рис.

4. Выгибание контура овощей из проволоки.

Тема: «Мамин день»

1.Рисование цветов на листе бумаги.

2. Вылепи пирог из теста для мамы.

3. изготовим открытку, вырезание по контуру цветов

Тема: «Начало весны»

1. Рисование пальцем ручейков.

2. Скатывание солнышка из салфеток.

3. Работа с водой и пипеткой.

4. Выкладывание лучиков солнца из палочек

Тема: «Игрушки»

1. Собрать игрушки - картинки из частей.

2. Определить плоские игрушки на ощупь.

3. Разглаживание игрушек из смятой бумаги.

4. Собрать пирамидку из цв. бумажных овалов разного размера.

5. Выкладывание машины из г. ф.

6. Лепка неваляшки из пластилина.

7. Вырезать детали к кукольной мебели и выложить по образцу.

8. Безотрывное рисование мяча от точки путём наращивания по окружности.

Тема: «Одежда и обувь»

1. Обвести одежду и обувь по трафарету.

2. Упражнения в шнуровки.

3. Штриховка одежды.

4. Поставь нужную заплатку по цвету и форме.

Тема: «Дикие и домашние животные»

1. Определи на ощупь фигурку животного.

2. Лепка животного из пластилина.

3. Наматывание нитки в клубок.

4. Нанизывание пуговиц на нитку.

Тема: «Птицы весной»

1. Вырезание птиц по контуру.

2. Сортировка фасоли и гороха.

3. Выкладывание силуэтов птиц из готовых г.ф.

4. Лепка птиц из пластилина

Тема: «Весна. Цветы. Деревья»

1. Разглаживание разноцветных цветов из мятой бумаги.

2. Сажание лука в лунки.

3. Выкладывание деревьев из палочек.

4. Приклеивание листочков к дереву.

Тема: «Весна. Труд весной»

1.Сделать лунки, посадить цветы.

2. Выкладывание забора из палочек.

3. Плоскостная лепка, цветы.

4.Сортировка семечек арбуза и дыни

Тема: «Город, транспорт»

1.Выкладывание дома из мозаики по образцу.

2. Выложить автобус из г. ф.

Тема: «Чему научились за год»

1. Работа с прищепками, пипетками, шнуровка.

2. Проволока, счётные палочки, бусы.

3. Аппликация из мелких г.ф.

4. Штриховка, закрашивание.

ПАКЕТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

для обследования дошкольников

на развитие сенсомоторной координации

и тонкой моторики руки

Для определения результативности использованной системы работы по развитию мелкой моторики пальцев рук применяются следующие методики:

«Дорожки» (Венгер Л.А., 1988г.).

«Домик» (Гуткина Н.И., 1998г., в упрощённом варианте).

Манометрический тест (Гаврина С.Е., 1998г.)

Шнуровка (Большакова СЕ., 1996г.).

«Штриховка» (Захарова Ю.А., 2000г

Утверждаю:

Заведующая МБ ДОУ

Починковским

детским садом №4

Л.Н.Живоедова

«___»_______________2012

Примерный перспективный план кружковой работы вне основной образовательной деятельности учителя -логопеда Полшковой О.В. по развитию мелкой моторики рук

у детей младшего дошкольного возраста.

Месяц

Тема

занятия

Сентябрь

"Детский сад и игрушки"

Занятие 1

1. Пальчиковая гимнастика: "Дружба", "В гости к пальчику большому", "Шарик"

2. Фигурки из палочек (качели)

3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик)

4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек» (выбрать на ощупь из З - х игрушек одну нужную)

5. Самомассаж колючим ежиком

Занятие 2

1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй " "Травка" "Этот пальчик "

2. "Фигурка из палочек " (корзинка для ягод)

3. Игра с камушками (выложить ягоды по контуру)

4. Самомассаж колючим ёжиком

Занятие 3

1. Пальчиковая гимнастика: "Корзинка", "За грибами"

2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк)

3. Игра с перловкой (грибы)

4. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов"

5. Самомассаж колючим ёжиком

Занятие 4

1. Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты"

2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей)

3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу)

4. Самомассаж теннисным мячиком, удерживание между пальцами

"Перелётные птицы"

Занятие 1

1. Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая" "скворечник" "Птенчики в гнезде»

2. Фигурки из палочек (стайки птиц)

3. Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох)

4. Самомассаж резиночками

"Домашние птицы"

Занятие 2

1. Пальчиковая гимнастика: "Утята", "Гусь", "Петушок", "Курочка"

2. Работа с тычками (желтой гуашью кончиками тычками раскрасить цыплят, скомкать бумагу в маленькие комочки – корм)

3. Игра с рисом: (обвести утенка по контуру и выложить его рисом)

4. Самомассаж с карандашами

Занятие 3

1. Пальчиковая гимнастика: "Гости" "Почтовый ящик 2.Фигурки из палочек (конверт)

3. Работа с платочками (конверт)

4. Самомассаж с грецкими орехами

«Осенние деревья»

Занятие 4

1.Пальчиковая гимнастика: "деревья", «Листики»

2. Фигурки из палочек

3. Обрывание (форма листьев различных деревьев)

4. Самомассаж с прищепками

5. Ниткография (осенние деревья)

Занятие 1

1. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Кто приехал»

2. Фигурки из палочек (рожица, очки)

3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека)

4. Бусы в подарок маме из комков бумаги

5. Самомассаж комочками бумаги

«Наше село»

Занятие 2

1. Пальчиковая гимнастика: «Газон засох», «Колодец»

2. Фигурки из палочек (башня, дом)

3. Фигурки из веток (наша площадка, группа)

4. Работа с камушками (дорога и машины)

5. Самомассаж с карандашами.

«Наша Родина»

Занятие 3

1. Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй», «Обогрей»

2. Фигурки из палочек (солнце)

3. Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок)

4. Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами определить предмет)

5.Самоассаж с грецкими орехами

Занятие 4

1. Пальчиковая гимнастика: «Погреемся», «Лёд», «Мороз»

2. Игра: "Разложи льдинки по формочкам"

3. Работа с ватой (снежные сугробы)

4. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).

5. Самоассаж с прищепками

"Зимующие птицы"

Занятие 1

1. Пальчиковая гимнастика: "Снегири", "Воробьи"

2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птички)

3. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками)

4. Ниткография «Птички»

"Зимние забавы»

Занятие 2

1. Пальчиковая гимнастика: "Снежный ком", "Снеговик"

2. Фигурки из палочек (санки)

3. Работа с рисом (Снеговик)

4. Самомассаж с шарами

«Новый год»

Занятие 3

1. Пальчиковая гимнастика: "Праздник" "Ёлочка"

2. Фигурки из палочек (Ёлочка)

3. Обрывание (игрушки для ёлочки)

4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.

5. Самомассаж шишками

"Посуда и пища"

Занятие 4

1. Пальчиковая гимнастика: "Шалун", "Мы посуду мыли"

2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)

3. Ласковые пальчики "Чудесный мешочек"

4. Игра с горохом (выложить любую чайную посуду)

5. Самомассаж массажными мячиками

«Мебель»

Занятие 1

1.Пальчиковая гимнастика: «Стул», «Стол»;

2.Фигурки из палочек: «Стул», «Стол» (по образцу)

3.Работа на пластилиновых пластинах (рис, горох)

4. Самомассаж с карандашом.

«Мебель»

Занятие 2

1.Пальчиковая гимнастика: «Стол», «Стул»

2. Игра: «Чудесный мешочек»

4.Самомассаж ежиками

«Транспорт»

Занятие 3

2.Фигурки из палочек: «Машины» (по замыслу)

3.Аппликация «Грузовая машина»

4.Самомассаж щетками

«Транспорт»

Занятие 4

1.Пальчиковая гимнастика: «Лодочка»

2.Работа штампами: «Дорога для машины»

3.Ниткография: «Автомобили» (по образцу)

4.Саомассаж резиночками

«Детский сад»

Занятие 1

1.Пальчиковая гимнастика: «Дружба»

2.Фигурки из палочек: «Качели» (по образцу)

3.Ласковая игра для пальчиков: «Чудесный мешочек»

4.Самомассаж с карандашом

«Профессия - швея»

Занятие 2

1.Пальчиковая гимнастика: «Мы штопаем»

2.Ниткография: «Стежки»

3. Работа с пуговицами (Выложи по контуру)

4.Обрывание «Красивый наряд»

«Профессии на стройке»

Занятие 3

1.Пальчиковая гимнастика: «Маляры», «Дом на горке»

2.Фигурки из палочек: (дом, ворота)

3.Работа с трафаретами

4.Самомассаж с кисточкой

«Наша армия»

Занятие 4

1.Пальчиковая гимнастика: «Солдаты», «Бойцы – молодцы»

2.Фигурки из палочек (танк, самолет)

3.Работа с рисом «Салют»

4.Самомассаж с грецкими орехами

Занятие 1

2.Работа с бумагой (скатывание) – «Дождик лей»

3.Самомассаж с камушками

Занятие 2

1.Пальчиковая гимнастика: «Весенний дождик»

2.Работа штампами: «Наполним тучку дождиком»

3.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур

4.Самомассаж с камушками

«Комнатные растения»

растения»

Занятие 3

2.Штампуем пальчиком: (дорисовать образ)

3.Ниткография: «Цветок в горшочке»

4.Самомасаж с камушками

Занятие 4

1.Пальчиковая гимнастика: «Цветочек»

2.Мозаика из гречки и риса «Цветы на окошке» (коллективная работа)

3.Самомассаж с резинками

Занятие 1

2.Фигурки из палочек рыбка, ракушка

3.Работа с цветными шерстяными нитками: «Аквариум»

4.Самомассаж с шарами

«Подводный мир»

Занятие 2

1.Пальчиковая гимнастика: «Рыбки»

2.Работа штампами (превращение в рыбку)

3.Работа с манкой: «Шторм»

4.Ниткография: «Волны»

5.Самомасаж с шарами.

«Наше село»

Занятие 3

2.Фигурки из палочек: «Башня», «Дом»

3.Дорисуй узор «Мой дом»

4.Самомассаж с карандашами

«Наше село»

Занятие 4

1.Пальчиковая гимнастика: «Газон засох», «Колодец»

2.Работа с камушками: «Дорога и машины»

3.Фигурки из палочек: « Детский сад»

4.Самомассаж с карандашами

Занятие 1

1.Пальчиковая гимнастика: «Регулировщик»

2.Работа с цветными шерстяными нитками: «Светофор»

3.Штриховка: «Автомобиль»

4.Самомасаж грецкими орехами

«Насекомые»

Занятие 2

1.Пальчиковая гимнастика: «Божьи коровки», «Осы»,

«Паук», «Бабочка», «Сороконожка»

2.Фигурки из палочек: (по памяти) «Бабочка», «Жук»

3.Ниткография «Насекоме»

4.Самомасаж (с граненым карандашом).

Занятие 3

2.Фигурки из палочек: «Карусель»

3.Работа с тычками: «Краски лета»

4.Самомасаж резиночками

«Лето, лето!»

Занятие 4

1.Пальчиковая гимнастика: «Веселые ребята», «Качели», «Пальчики отдыхают»

2.Пейзаж на манке: «Где я буду отдыхать»

3.Дорисуй узор «Летние цветы»

4.Самомассаж ежиками