Совершенствование системы социального обеспечения в россии в период перехода к рыночной экономике. Проблемы социального обеспечения в современной россии и пути их решения Проблемы практического применения видов социального обеспечения

  • 8. Принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению.
  • 10. Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения.
  • 12. Права граждан на социальное обеспечение в Российской Декларации прав и свобод человека и гражданина и в Конституции рф
  • 13 Стратегия реформы пенсионной системы
  • 14 Общая характеристика н.П.А. ,регулирующих пенсионное обеспечение
  • 15 Общая характеристика актов, регулирующих обеспечение граждан пособиями
  • 16 Общая характеристика актов, регулирующих социальное обслуживание пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми.
  • 17 Понятие трудового стажа и его классификация
  • 18 Страховой стаж и его юридическое значение
  • 19 Общий трудовой стаж: понятие и юр значение
  • 20 Специальный трудовой стаж: понятие и юридическое значение
  • Виды спец-го стажа:
  • Иные периоды спец. Стажа:
  • 21. Виды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий и страховой трудовой стаж
  • 22 Доказательства трудового стажа
  • 23 Установление стажа по свидетельским показаниям
  • 24. Нестраховые периоды засчитываемые в страховой стаж.
  • Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению
  • Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению
  • 26. Досрочные пенсии по старости при неполном специальном стаже
  • 27. Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных пенсионных и прав застрахованных.Глава VI.
  • 28. Понятие назначения пенсии по старости:общие и льготные основания ее назначения
  • 29. Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда и определенными видами
  • 30. Досрочные пенсии по старости в связи с работой по определенной профессии с повышенным эмоциональным,умственным и нервным напряжением
  • 32. Размеры (страховой) трудовой пенсии по старости и порядок их определения
  • 33. Досрочные пенсии по старости занятым на работах в мкс и ркс.
  • 34. Пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим
  • 35. Пенсии за выслугу лет военнослужащим и лицам прировненным в пенсионном обеспечении к военнослужащим.
  • 36 .Пожизненное содержание судей, ушедших в отставку.
  • 37. Размеры пенсий за выслугу лет и порядок их выплаты работающих пенсионеров
  • 39 Условия, определяющие право на (страховую) трудовую пенсию по инвалидности
  • 40. Размер трудовой (страховой) пенсии по инвалидности и порядок его определения. Нормативная продолжительность страхового стажа инвалида.
  • 41. Правила обеспечения пенсией инвалидов, из числа военнослужащих; Размеры пенсии.
  • 42. Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца. Круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца
  • 43. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца и порядок определения ее размера.
  • 44. Специальные правила обеспечения пенсией по случаю потери кормильца семей: военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • 46. Социальные пенсии.
  • 47. Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий; индексация пенсий.
  • 49. Приостановление, возобновление, прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии.
  • 50. Выплаты пенсий лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории рф.
  • 53. Накопительная пенсия. Фз от 28.12.2013 №424 «о накопительной пенсии».
  • 54. Круг лиц, обеспечиваемых страховыми выплатами в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • 54. Виды страхового возмещения и их размеры.
  • 56. Порядок назначения и выплаты страхового возмещения
  • 57. Понятие пособий и их классификация. Единовременные и ежемесячные пособия.
  • 58. Пособия по временной нетрудоспособности: условия назначения, сроки выплаты.
  • 59. Размеры пособия по временной нетрудоспособности.
  • 60. Пособия по беременности и родам.
  • 61.Ежемесячные пособия на детей в возрасте до 16,учащиеся до 18 лет
  • 62. Пособие на рождение ребенка и по уходу за ребенком до 1.5 лет.
  • 65 Социальное Пособие на погребение.
  • 66 Компенсационные выплаты:понятие и основания для их получения
  • 67. Государственная социальная помощь. Едв.
  • 69. Право на бесплатную медицинскую помощь и лечение. Виды медико - социальной помощи.
  • 70. Бесплатная либо со скидкой лекарственная помощь.
  • 73. Социальное обслуживание семей с детьми.
  • 74 Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов(этот вопрос она вычеркнула из списка)
  • 76. Льготы по системе социального обеспечения.Виды льгот, круг лиц, имеющих право на льготы
  • Вопрос №1. Право человека на социальное обеспечение в международных актах.

    Предоставление гражданам социальных и социально-экономических прав служит одним из проявлений прогресса человеческой цивилизации.

    «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, провозгласила наряду с политическими и личными правами – право каждого человека на «такой жизненный уровень», включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и семьи.

    К числу основных Генеральная Ассамблея отнесла право на социальное обеспечение. Принятие декларации означало, что большинство стран мира брали на себя обязательство предоставить эти права своим гражданам или подтвердить их представление.

    Положения Декларации нашли продолжение в некоторых других международных документах, например, в «Европейской социальной хартии», принятой Советом Европы в 1961 году. В Хартии перечислялись 19 социальных прав, в том числе на защиту здоровья, социальную помощь, социальное страхование, правовую, экономическую защиту и др.

    Социальные права занимают определенное место в конституциях некоторых экономически развитых стран, в частности Франции, Италии, Японии, Германии и ряда других.

    Так в конституции Франции, принятой в 1946 году – записаны права на социальное обеспечение граждан. В конституции Японии, принятой в 1947 году записано право граждан на поддержание минимального уровня жизни. «В всех сферах жизни, – отмечается в этой конституции государство должно прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здравия».

    В конституциях ряда стран право на социальное обеспечение упоминается, но при этом предполагается, что провозглашение политических и личных свобод, уже в том общем виде, в каком они содержатся в Декларации прав человека и гражданина» служит достаточным основанием для обеспечения прав в социальной и социально-экономических сферах.

    Среди международных актов, подтверждающих право человека на социальное обеспечение: «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Эти документы все ратифицированы нашей страной в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона «О Международных договорах Российской Федерации» и являются действительными для Российской Федерации.

    2 Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития

    Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. Виды социального обеспечения - предоставление какого-то блага имущественного (деньги, вещи, услуги) или неимущественного (например, психологическая помощь) характера нуждающемуся гражданину с целью его содержания или для оказания ему помощи в денежной или натуральной форме. Предоставление имущественного или неимущественного блага осуществляется тем категориям физических лиц, которые, по мнению государства, утратили собственный источник средств к существованию, либо они определенными средствами располагают, но не в должном объеме. Отсюда любой вид социального обеспечения обладает качеством государственного иждивения. Предоставление определенного блага нуждающемуся гражданину преследует цель: оказать человеку (субъекту права социального обеспечения) государственную помощь, так как он находится в трудной жизненной ситуации; обеспечить содержание человека, то есть предоставить ему необходимые и достаточные для естественного существования средства (например, комплекс услуг в домах для престарелых, инвалидов, детских (специализированных) дошкольных учреждениях). Виды социального обеспечения делятся на две группы: Социально-обеспечительная помощь. Помощь по системе права социального обеспечения оказывается тем категориям нуждающихся, которые, согласно цели этого вида предоставления, 1, имеют определенный источник средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности; 2, помощь оказывается в тех случаях, когда нуждающиеся обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить алиментарное существование; 3, помощь может предоставляться и тогда, когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, экстраординарных обстоятельств, оказывается в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях. Социально-обеспечительное содержание. Преследует цель предоставить человеку а) необходимые и б) достаточные для жизнесуществования средства. Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося, дать ему то, без чего естественное существование человека как биосоциального организма невозможно. Соц-обесп.содержание предоставляется тем, кто, еще не в состоянии приобрести самостоятельный источник средств к самообеспечению, либо уже не в состоянии самостоятельно себя обеспечить. Социальное страхование - установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов. Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым по величине (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом. Цель Фонда социального страхования Российской Федерации - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ служат страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности в составе Единого социального налога, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др. Деятельность Фонда социального страхования относится к сфере государственных (публичных) финансов. Социальное страхование является инструментом реализации государственной социальной политики.

  • 8. Принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению.
  • 10. Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения.
  • 12. Права граждан на социальное обеспечение в Российской Декларации прав и свобод человека и гражданина и в Конституции рф
  • 13 Стратегия реформы пенсионной системы
  • 14 Общая характеристика н.П.А. ,регулирующих пенсионное обеспечение
  • 15 Общая характеристика актов, регулирующих обеспечение граждан пособиями
  • 16 Общая характеристика актов, регулирующих социальное обслуживание пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми.
  • 17 Понятие трудового стажа и его классификация
  • 18 Страховой стаж и его юридическое значение
  • 19 Общий трудовой стаж: понятие и юр значение
  • 20 Специальный трудовой стаж: понятие и юридическое значение
  • Виды спец-го стажа:
  • Иные периоды спец. Стажа:
  • 21. Виды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий и страховой трудовой стаж
  • 22 Доказательства трудового стажа
  • 23 Установление стажа по свидетельским показаниям
  • Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению
  • Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению
  • 25 Досрочные пенсии по старости при неполном специальном стаже
  • 28 Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда и определенными видами
  • 29 Досрочные Пенсии по старости в связи с работой по определенной профессии с повышенным эмоциональным,умственным и нервным напряжением
  • 31 Размеры трудовой пенсии по старости и порядок их определения
  • 34 Условия назначения пенсий за выслугу лет военнослужащим и прировненных в пенсионном обеспечении к военнослужащим.
  • 36. Размеры пенсий за выслугу лет и порядок их выплаты работающих пенсионеров
  • 38 Условия, определяющие право на трудовую пенсию по инвалидности
  • 39 Размер трудовой пенсии по инвалидности и порядок его определения. Нормативная продолжительность страхового стажа инвалида.
  • 40. Специальные правила обеспечения пенсией инвалидов, из числа военнослужащих; Размеры пенсии.
  • 41 Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца. Круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца
  • 43. Специальные правила обеспечения пенсией по случаю потери кормильца семей: военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • 46. Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий; индексация пенсий.
  • 48. Приостановление, возобновление, прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии.
  • 49. Выплаты пенсий лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории рф.
  • 52. Ответственность органов, назначающих и выплачивающих пенсии, по вине которых недополучена пенсия.
  • 53. Круг лиц, обеспечиваемых страховыми выплатами в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • 54. Виды страхового возмещения и их размеры.
  • 55. Порядок назначения и выплаты страхового возмещения
  • 56. Понятие пособий и их классификация. Единовременные и ежемесячные пособия.
  • 57. Пособия по временной нетрудоспособности: условия назначения, сроки выплаты.
  • 58. Размеры пособия по временной нетрудоспособности.
  • 59. Пособия по беременности и родам.
  • 60 Ежемесячные пособия на детей в возрасте до 18,учащиеся до 18 лет
  • 61. Размеры пособий на детей и по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  • 64 Социальное Пособие на погребение.
  • 65 Компенсационные выплаты:понятие и основания для их получения
  • 66. Государственная социальная помощь. Едв.
  • 68. Право на бесплатную медицинскую помощь и лечение. Виды медико - социальной помощи.
  • 69. Бесплатная либо со скидкой лекарственная помощь.
  • 72. Социальное обслуживание семей с детьми
  • 72. Социальное обслуживание семей с детьми.
  • 73 Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов(этот вопрос она вычеркнула из списка)
  • 76. Льготы по системе социального обеспечения.Виды льгот, круг лиц, имеющих право на льготы
  • Вопрос №1. Право человека на социальное обеспечение в международных актах.

    Предоставление гражданам социальных и социально-экономических прав служит одним из проявлений прогресса человеческой цивилизации.

    «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, провозгласила наряду с политическими и личными правами – право каждого человека на «такой жизненный уровень», включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и семьи.

    К числу основных Генеральная Ассамблея отнесла право на социальное обеспечение. Принятие декларации означало, что большинство стран мира брали на себя обязательство предоставить эти права своим гражданам или подтвердить их представление.

    Положения Декларации нашли продолжение в некоторых других международных документах, например, в «Европейской социальной хартии», принятой Советом Европы в 1961 году. В Хартии перечислялись 19 социальных прав, в том числе на защиту здоровья, социальную помощь, социальное страхование, правовую, экономическую защиту и др.

    Социальные права занимают определенное место в конституциях некоторых экономически развитых стран, в частности Франции, Италии, Японии, Германии и ряда других.

    Так в конституции Франции, принятой в 1946 году – записаны права на социальное обеспечение граждан. В конституции Японии, принятой в 1947 году записано право граждан на поддержание минимального уровня жизни. «В всех сферах жизни, – отмечается в этой конституции государство должно прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здравия».

    В конституциях ряда стран право на социальное обеспечение упоминается, но при этом предполагается, что провозглашение политических и личных свобод, уже в том общем виде, в каком они содержатся в Декларации прав человека и гражданина» служит достаточным основанием для обеспечения прав в социальной и социально-экономических сферах.

    Среди международных актов, подтверждающих право человека на социальное обеспечение: «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Эти документы все ратифицированы нашей страной в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона «О Международных договорах Российской Федерации» и являются действительными для Российской Федерации.

    2 Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития

    Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. Виды социального обеспечения - предоставление какого-то блага имущественного (деньги, вещи, услуги) или неимущественного (например, психологическая помощь) характера нуждающемуся гражданину с целью его содержания или для оказания ему помощи в денежной или натуральной форме. Предоставление имущественного или неимущественного блага осуществляется тем категориям физических лиц, которые, по мнению государства, утратили собственный источник средств к существованию, либо они определенными средствами располагают, но не в должном объеме. Отсюда любой вид социального обеспечения обладает качеством государственного иждивения. Предоставление определенного блага нуждающемуся гражданину преследует цель: оказать человеку (субъекту права социального обеспечения) государственную помощь, так как он находится в трудной жизненной ситуации; обеспечить содержание человека, то есть предоставить ему необходимые и достаточные для естественного существования средства (например, комплекс услуг в домах для престарелых, инвалидов, детских (специализированных) дошкольных учреждениях). Виды социального обеспечения делятся на две группы: Социально-обеспечительная помощь. Помощь по системе права социального обеспечения оказывается тем категориям нуждающихся, которые, согласно цели этого вида предоставления, 1, имеют определенный источник средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности; 2, помощь оказывается в тех случаях, когда нуждающиеся обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить алиментарное существование; 3, помощь может предоставляться и тогда, когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, экстраординарных обстоятельств, оказывается в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях. Социально-обеспечительное содержание. Преследует цель предоставить человеку а) необходимые и б) достаточные для жизнесуществования средства. Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося, дать ему то, без чего естественное существование человека как биосоциального организма невозможно. Соц-обесп.содержание предоставляется тем, кто, еще не в состоянии приобрести самостоятельный источник средств к самообеспечению, либо уже не в состоянии самостоятельно себя обеспечить. Социальное страхование - установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов. Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым по величине (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом. Цель Фонда социального страхования Российской Федерации - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ служат страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности в составе Единого социального налога, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др. Деятельность Фонда социального страхования относится к сфере государственных (публичных) финансов. Социальное страхование является инструментом реализации государственной социальной политики.

    Правовые проблемы развития социального обеспечения, главным из которых является:

    · высокий уровень бедности и значительная дифференциация денежных доходов населения;

    · неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся низкими уровнями рождаемости, ожидаемой средней продолжительностью жизни, что приводит к демографическому старению, а также естественной убыли населения;

    · широкое распространение льгот и компенсационных выплат без учета нуждаемости получателей;

    · недофинансирование организаций социально-культурной сферы.

    Заключение

    Социальное обеспечение всегда занимало и будет занимать одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

    Социальная политика, направленная на реализацию конституционных установок по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека и общества, является достаточно широкой категорией. Важным системо образующим ее элементом является социальное обеспечение, представляющее собой комплексный государственный, правовой и общественный институт, выступающий в качестве формы распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей нуждающихся в этом членов общества. Общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением указанных материальных благ, составляют предмет права социального обеспечения.

    Право социального обеспечения как образование системы российского права представляет собой комплексную отрасль. Возникновение и развитие комплексных отраслей обусловлено необходимостью правового регулирования общественных отношений, сочетающих в себе публично-правовые и частно правовые начала. Главным отличительным признаком комплексной отрасли права является включение в ее систему норм, относящихся изначально к другим отраслям.

    В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение.

    Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия - экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

    Социальная защита населения, ее элементы и принципы построения

    Социальная защита - одно из направлений социальной политики государства; в широком смысле - это его деятельность по обеспечению гарантированных минимальных и достаточных условий жизни, материального и социального положения населения страны; в узком смысле - это комплекс целенаправленных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения: безработных, инвалидов, больных, пенсионеров, сирот, многодетных семей и некоторых других категорий населения.

    Социальная защита направлена на обеспечение конституционных прав граждан, связанных с удовлетворением их насущных социально- экономических потребностей. Среди таких прав - право на жизнь; право на труд, выбор рода деятельности и профессии, защита от безработицы; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на объединение, включая право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов; право на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.

    Вся совокупность этих прав вытекает из важнейшего конституционного положения о том, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В пункте 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации сказано, что в нашей стране охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Свои функции социальное государство реализует через социальную политику, составной частью которой является социальная защита населения.

    Социальная защита населения со стороны государства необходима в связи с тем, что, во-первых, человек практически беспомощен перед стихийными силами природы и, во-вторых, стихийные законы рыночной экономики обладают органическими недостатками, преодолеть которые невозможно без помощи государственного регулирования.

    История человечества знает огромное число случаев, когда природная стихия приводила к массовой гибели людей, оставляя еще большее их количество обездоленными, лишенными жилища и средств к существованию. Без помощи государства и других органов власти многие люди не в состоянии преодолеть последствия разрушительных сил стихии.

    Весьма ощутимыми могут быть и результаты действия стихии рыночных отношений.

    Представление о том, что социальная защита населения относится лишь к социально слабозащищенным его слоям, которые в силу своих физических данных и социального положения особо нуждаются в такой защите, и сводится лишь к денежным дотациям, является, по нашему мнению, ошибочным. Подобное представление может складываться лишь из констатации фактической направленности некоторых мер социальной защиты. В таком виде социальная защита может быть названа лишь с оговоркой, что это узкий смысл определения.

    Действительно, такие категории населения, как инвалиды и пенсионеры, женщины с малолетними детьми, многодетные женщины и мужчины, бывшие военнослужащие и трудоспособные члены их семей, подростки, впервые вступающие в трудовую деятельность, работающие граждане предпенсионного возраста, безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, нищие, лица, освобожденные из мест лишения свободы и некоторые другие, наиболее остро нуждаются в социальной защите. Но и все другое население, за исключением, как это можно предположить, примерно одной десятой его части наиболее материально обеспеченных, также нуждается в социальной защите со стороны государства.

    Следует также иметь в виду, что величина материальных пособий играет роль лишь поддержки «биологического человека», т.е. помогает маргинальным категориям выжить биологически, иначе говоря - не умереть. Но такие пособия недостаточны для поддержки «социального человека» с его потребностями в образовании, интеллектуальном и профессиональном росте.

    Одним из важнейших условий сохранения и развития «социального человека» является занятость, которая нужна не только для получения средств к существованию, но и является органической потребностью людей. Удовлетворение потребности в занятости - первейшая функция любого государства. Наряду с обеспечением занятости необходима социальная защищенность труда, которая, по оценке профессора С. А. Кузьмина, заключается в обеспечении:

    • уверенности индивидуума в завтрашнем дне (т.е., что будут работа и достаточный доход семьи);
    • уверенности в возможности работы по избранной профессии;
    • вознаграждения, соответствующего сложности работы, а также потребительскому стереотипу контингента, к которому индивидуум принадлежит);
    • перспективы профессионального роста;
    • максимально возможного количества «степеней свободы» (в выборе места работы, профессии и др.) .

    Помимо занятости современное государство обеспечивает социальную защиту и юридические гарантии, связанные с уровнем жизни работающих (минимальная заработная плата, нормальная продолжительность рабочего дня, рабочей недели и др.) и неработающих граждан (пенсии, пособия на рождение ребенка и др.).

    Рассматривая вопросы социальной защиты населения, можно встретиться со многими другими понятиями социальной направленности, такими как: «социальное обеспечение», «социальное страхование», «социальная помощь», «социальная поддержка», «социальная работа», «социальное обслуживание», «социальные услуги», «социальная реабилитация», «социальные гарантии», «социальные выплаты», «социальные льготы», «социальная благотворительность», «социальная интеграция» и др.

    Следует разобраться в том, какова иерархия этих понятий, т.е., какое понятие имеет более широкий смысл, наиболее полно представляющий явление, а какое - входит составной частью в это широкое понятие; какие понятия социальной направленности являются синонимами, какие из понятий устарели; какие понятия имеют относительно самостоятельное значение.

    По нашему мнению, наиболее полно представляет рассматриваемое явление термин «социальная защита» как совокупность мер, направленных на ограждение людей от пагубного воздействия стихийных рыночных и природных сил. Понятия «социальная помощь» и «социальная поддержка » являются синонимами, между ними нет разницы, и они составляют часть социальной защиты. Понятия «социальные услуги » и «социальное обслуживание » представляются разновидностью социальной помощи (социальной поддержки), которая оказывается социальными службами отдельным лицам или группам населения, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить, к ним относятся одинокие люди преклонного возраста, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные люди, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию и некоторые другие категории людей. Такую работу социальных служб называют социальной работой.

    Понятие «социальная реабилитация» связано с оказанием помощи людям в преодолении чувства неполноценности, возникшего у них в связи с возрастом или потерей трудоспособности. Она осуществляется посредством вовлечения человека в общественные мероприятия и групповой отдых, привлечения к информационным источникам - Интернету, библиотекам, к культурным источникам - музеям, театрам, концертам и, если позволяет здоровье, к трудовой деятельности.

    Понятие «социальная интеграция» относится к одному из направлений социальной политики и представляет собой процесс установления устойчивых связей между относительно самостоятельными мало связанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы ее части на основе общих целей, интересов.

    Понятие «социальная благотворительность» находится вне сферы государственной социальной защиты, такая благотворительность проявляется в том, что одни люди бескорыстно, по внутреннему душевному позыву помогают другим кто чем может: деньгами, вещами, услугами, заботой, лечением, утешением, она - яркий признак благородства, сопереживания и совести человека.

    Понятие «социальное обеспечение» в современных рыночных условиях, по нашему мнению, утратило свое прежнее содержание и приобрело исторический смысл, показывающий, что такое понятие в свое время широко использовалось. Автор разделяет позицию В.И. Шадрина, что социальное обеспечение в советский период отражало систему государственного попечительства о гражданах в связи с угрозами их социальному положению. Переход к рыночным отношениям привел на смену социальному обеспечению систему социальной зашиты населения 1 . Вместо органов социального обеспечения (собесов) появились органы социальной защиты населения (министерства и департаменты социальной защиты в регионах, управления социальной защиты в городах, округах, районах). Изменились не только название, но и функции, и система финансирования. Тем не менее нужно отметить, что в современных публикациях некоторые авторы продолжают использовать термин «социальное обеспечение» как синоним термина «социальная защита», что, по нашему мнению, ведет к смешению понятий и вводит в заблуждение.

    В современной России действует не социальное обеспечение, а сложная система государственной социальной защиты населения, которая осуществляется в трех главных направлениях: 1) государственного обязательного социального страхования; 2) государственной материальной помощи (поддержки), включая помощь в виде оказания социальных услуг (социального обслуживания). Социальная помощь (поддержка) осуществляется в виде социальной работы, социальной реабилитации; 3) государственных социальных гарантий и льгот, не вошедших в систему государственного обязательного страхования и социальной помощи (поддержки).

    • 1. Государственное обязательное социальное страхование регулируется федеральным законом и включает в себя:
    • 1.1. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 2, , которое обеспечивает:
      • социальную защиту застрахованных и экономическую заинтересованность субъектов страхования в снижении профессионального риска,
      • возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию,
      • проведение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
    • 1.2. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством х. Обязательному страхованию на случай нетрудоспособности подлежат все государственные и муниципальные служащие, сотрудники предприятий, работающие по трудовому договору, индивидуальные предприниматели, священники и даже осужденные, которые привлекаются к принудительным работам. Видами страховых выплат по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются следующие: 1) пособие по временной нетрудоспособности; 2) пособие по беременности и родам; 3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; 4) единовременное пособие при рождении ребенка; 5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком; 6) социальное пособие на погребение.
    • 1.3. Обязательное медицинское страхование , которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

    Обязательному медицинскому страхованию подлежат граждане России, проживающие в России иностранные граждане, лица без гражданства (за некоторым исключением), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»: 1) работающие по трудовому договору или гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, а также по договору авторского заказа или лицензионному договору; 2) самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); 3) являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; 4) являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; 5) неработающие граждане: а) дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет; б) неработающие пенсионеры независимо от основания назначения пенсии; в) граждане, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; г) безработные граждане, зарегистрированные в соответствии с законодательством о занятости; д) один из родителей или опекун, занятые уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет; е) трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет; ж) иные не работающие по трудовому договору и не указанные в подпунктах «а»-«е» настоящего пункта граждане, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц.

    1.4. Обязательное пенсионное страхование , которое осуществляется страховщиком - Пенсионным фондом Российской Федерации в лице его территориальных органов. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: 1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, ими являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: работающие по трудовому договору или по договору гражданско- правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой; являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств и др.

    Страховыми случаями при обязательном пенсионном страховании признаются: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца, социальное пособие на погребение умерших пенсионеров и некоторые другие формы страхового обеспечения.

    • 2. Государственная материальная помощь , или поддержка , и помощь в виде услуг. Эта часть социальной защиты распространяется на наиболее социально уязвимые группы населения (безработных, инвалидов, пенсионеров, детей, тяжелобольных людей, пожилых одиноких и беспомощных людей, вынужденных переселенцев, беженцев, лиц предпенсионного возраста, вышедших из заключения бывших осужденных, ушедших в запас и отставку бывших военнослужащих, многодетных и неполных семей и др.). Помощь осуществляется путем как денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда, обувь, предметы бытовой техники и др.), а также в виде предоставления отдельным людям и семьям кредитов на строительство жилья, благоустройство, приобретение домашнего имущества. Распространенным видом денежной помощи учащейся молодежи является выплата стипендий. Особый вид социальной помощи - медицинская помощь. В значительном объеме такая помощь оказывается бесплатно. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечения минимального гарантированного дохода как реализации права на жизнь.
    • 3. Государственные социальные гарантии , не вошедшие в систему страхования и помощи. Они предоставляются гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения имеющихся общественных ресурсов благ и услуг.

    К таким социальным гарантиям относят:

    • пособия безработным;
    • общедоступность и бесплатность образования в образовательных учреждениях, финансируемых из бюджета;
    • минимальный размер оплаты труда и др.

    Система социальной защиты населения предполагает наличие определенных ее составных частей - элементов. К ним относятся:

    • объекты защиты - население в целом и особенно его наиболее социально уязвимые категории;
    • субъекты защиты - органы, осуществляющие социальную защиту населения и имеющие определенную структуру и иерархию;
    • совокупность законодательных актов, устанавливающих и регулирующих направления, формы, способы социальной защиты населения;
    • государственные социальные минимальные стандарты: потребительская корзина, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда и др.;
    • формы, виды, разновидности и размеры защиты в зависимости от степени уязвимости объекта защиты, которые устанавливаются федеральными законами, постановлениями Правительства

    Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации, местными органами власти;

    • профессионально подготовленные кадры социальных работников, а также совокупность образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку работников социальной сферы;
    • источники финансирования социальной защиты населения;
    • система учета результатов социальной защиты населения и отчетности по ним.

    Построение эффективной системы социальной защиты населения предполагает соблюдение ряда основных принципов. К ним относятся следующие:

    гуманность - направленность на обеспечение насущных потребностей людей, поддержание их материального уровня жизни;

    комплексность в осуществлении защиты, которая заключается в учете всего комплекса объектов, средств, форм и методов защиты, разносторонний подход к обеспечению социальной защиты, использование разных средств и методов оказания помощи населению. Осуществляя социальную защиту населения, нельзя упускать из вида ни один из перечисленных элементов этой защиты;

    обязательность защиты, которая должна быть четко оговорена в законодательных, руководящих и нормативных документах. Установленные нормы социальной защиты должны быть обязательны для исполнения всеми органами власти;

    надежность защиты, которая обеспечивается тем, что лица, остро нуждающиеся в социальной защите, должны быть уверены в ее осуществлении, если это предусмотрено соответствующим правовым документом;

    регулярность, постоянность защиты состоит в том, что формы и методы социальной защиты не должны быть эпизодом, всплеском эмоций того или иного руководителя, а строиться на систематической основе;

    нарастающий уровень защиты предполагает такую социальную заботу государства, которая по мере роста экономики и материального уровня жизни населения будет увеличиваться за счет возрастания норм социальной защиты;

    адресность, избирательность защиты предусматривает такую ее направленность, которая наряду с охватом подавляющего числа людей особое внимание адресно уделяет социально уязвимым слоям населения. Этот принцип является, с одной стороны, следствием ограниченности бюджетных средств, с другой - он преследует цель достижения социальной справедливости по отношению к гражданам, остро нуждающимся в социальной защите, особенно к тем, чей доход на каждого члена семьи оказался ниже прожиточного минимума;

    заявительный характер защиты исходит из того положения, что лица, попавшие в число людей, особенно нуждающихся в социальной защите, должны об этом самостоятельно уведомить соответствующие органы социальной защиты, без чего такая защита не будет обеспечена. Форма государственной социальной помощи, которая может быть осуществлена в виде денежных выплат, бесплатного питания, бесплатного проезда в городском транспорте и другого, определяется местными органами власти;

    сочетание бесплатности с платностью услуг защиты предполагает такое построение форм и методов защиты, когда строго определенные категории населения обеспечиваются социальной защитой из средств государства (субъекта Федерации, местного органа власти), а категории населения, имеющие высокий уровень материального достатка, частично участвуют в оплате таких услуг;

    обеспечение равных прав и свобод личности - социальной защитой охватываются все граждане, подпадающие под ту или иную категорию населения, независимо от их национальной принадлежности и других признаков (в каждом конкретном случае принимается во внимание или пол, или возраст, или семейное положение, или состояние здоровья и т.д.).

    • Кузьмин С.А. Занятость: стратегии России. М.: Эдиториэл УРСС, 2010.
    • Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
    • Федеральный Закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионномстраховании в Российской Федерации».

    Государства на постсоциалистическом пространстве имеют общие проблемы в социальной сфере.

    Среди них одна из главных - наличие огромных государственных социальных обязательств, наследованных от социалистической системы и не обеспеченных финансовыми ресурсами. Завышенное обязательство порождает неадекватную экономической ситуации налоговую нагрузку, например, на фонд оплаты труда, что является одной из причин низкой заработной платы и доходов населения и сдерживает развитие платных социальных услуг.

    С другой стороны высокая налоговая нагрузка препятствует экономическому росту и повышению уровня жизни населения, а не выполнение государством своих обязательств порождает неравенство и социальную напряженность в обществе. Поэтому перспективы социально-экономического развития постсоциалистических стран неразрывно связано с реформированием социальной политики.

    В современной истории постсоциалистического периода выделяются две основные модели социальной политики: партеналистическая модель и адресная социальная система.

    В настоящее время приоритетном направлением является осуществление перехода к новой, более эффективной модели социальное управление - адресной социальной системе.

    Для модели адресного социального управления характерны дифференциация выполнения социальных функций государства в отношении различных слоев населения, перераспределение социальных расходов государства в пользу наиболее уязвимых групп населения, повышение эффективности социальной системы, снижение социальной напряженности в обществе.

    Уровень социальной напряженности, объем, и характер накопившихся социальных проблем требуют придерживаться поэтапного, эволюционного подхода к построению модели адресного социального управления. В процессе перехода к ней можно выделить следующие основные стадии:

    • - Антикризисное управление социальными процессами в обществе;
    • - Достижение социальной стабильности;
    • - Устойчивое развитие социальной сферы.

    В целом патерналистская модель социального развития показала свою низкую эффективность в регулировании социальных процессов в современном обществе. Среди множества её недостатков необходимо выделить следующие:

    • - Несоответствие финансовых возможностей государства объему законодательно определенных социальных обязательств;
    • - Неоправданно высокие (с точки зрения финансовых возможностей) расходы на социальную сферу;
    • - Недостаточная межведомственная координация органов, участвующих в формировании и реализации социальной политики;
    • - Перекрёстная реализация социальных программ, вызывающая дублирование социальной помощи;
    • - Несовершенная система оценки эффективности расходов на социальную сферу;
    • - Отсутствие системного подхода к формированию социальной защиты населения.

    Несбалансированность ресурсов и обязательств государства является наиболее острой бюджетной проблемой, решение которой выделено в качестве одной из стратегических задач развития страны на современном этапе.

    Практически ни одна из социальных функций государства не реализовалась в соответствии с законодательно определёнными требованиями. Расходы на финансирование социальной политики на федеральном уровне фактически в 10 раз меньше законодательно установленных.

    Практически в каждой отрасли социальной сферы существуют примеры неэффективного расходования средств, и связаны они, прежде всего с недостаточным продвижением реформ и преобладанием безадресных форм социальных выплат.

    Социальная система современной России несёт в себе архаичную структуру распределения социальных услуг по видам, категориям получателей, источникам финансирования и месту оказания помощи.

    Тем не менее, сохранение на начальном этапе социально-экономических преобразований в России патерналистской модели социальной политики было обосновано в силу ряда объективных причин:

    • - Резкого падения уровня жизни большей части населения;
    • - Отсутствия опыта решения столь масштабных задач в области социальной политики;
    • - Необеспеченности техническими и нормативно методическими средствами для решения многих задач социальных реформ;
    • - Недостаточной определённостью социально - экономических приоритетов государства;
    • - Несформированностью социальной структуры общества;
    • - Необходимостью полного использования тех ресурсов, форм и методов работы, которые остались от дореформенной системы социальной защиты.

    Приоритетным направлением поведения социальных реформ является переход к более эффективной модели и модели адресной социальной политики, реализуемой с учетом реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей и ориентированной на поддержку наиболее социально уязвимых групп населения.

    Адресный подход позволит перераспределить ресурсы, выделяемые на социальную политику, в пользу особо нуждающихся категорий населения, увеличить размер пособий и других выплат, одновременно уменьшив бремя неэффективных расходов государства. К особо нуждающимся категориям населения, в пользу которых предполагается производить перераспределение социальных расходов государства, в первую очередь, следует отнести семьи с детьми, престарелых, инвалидов и безработных с доходом ниже прожиточного минимума.

    К основным целевым характеристикам модели адресной социальной политики необходимо отнести следующие:

    • - Дифференциацию социальной политики государства в отношении различных слоев населения;
    • - Корректное выделение категорий получателей социальной помощи;
    • - Использование принципа адресности, как средства перераспределения социальной помощи для наиболее нуждающихся групп населения;
    • - «Муниципализацию» социальной политики за счет передачи значительной части полномочий по определению размеров и форм предоставления соцпомощи на региональный и муниципальный уровень;
    • - Перевод системы социального страхования на принципы добровольного страхования социального риска;
    • - Четкое разграничение полномочий в реализации социальной политики между всеми уровнями бюджетной системы.

    Социальная политика формируется под воздействием государства, гражданского общества и частного бизнеса. На формы и содержание социальной политики оказывает большое влияние мировоззренческая ориентация лидирующих социальных групп и, не в последнюю очередь, активность или пассивность населения в решении вопросов самообеспечения. Реальные возможности социальной политики во многом зависят от наличия в обществе слоёв, склонных к предпринимательской активности и успешнее других справляющихся с проблемой повышения своего жизненного уровня. Налогообложение корпоративных и личных доходов именно в этих наиболее мобильных группах обеспечивает создание ресурсов, привлекаемых на нужды социальной политики. Чем многочисленнее эти группы, тем, соответственно, меньше численность и тех групп, которые нуждаются в социальной поддержке, и тем выше количественный уровень этой поддержки.

    В России также назрела необходимость выработки таких моделей обеспечения социального благополучия человека, которые нацелены не на пассивное ожидание помощи от государства, но на активную самоподдержку, на использование возможностей самоорганизации и социального партнерства в реализации социальной политики. Нужно не только опосредованное государством, но и непосредственное сотрудничество всех социальных групп с целью не просто выживания, но и улучшения качества жизни. Одним из аспектов этой проблемы является активизация социальной роли частного бизнеса, заключающейся не только в передаче государству ресурсов для перераспределения в социальную сферу, но и в непосредственном участии в социальной деятельности. Уже сейчас в самых разных странах сформировалась и развивается фирменная социальная политика на основе развития социальной ответственности бизнеса.

    Другой аспект - повышение роли добровольных ассоциаций в формировании и реализации социальной политики, развитие механизмов самоуправления в социальной сфере и расширение плюрализма форм социального обеспечения. Лишь при наличии зрелого общественного подхода к решению социальной проблемы в двух названных аспектах происходит м адаптация государственных органов, бюрократического аппарата к меняющимся общественным условиям.

    При формировании социальной политики постсоциалистическая Россия находится на распутье. Советская централизованная государственная модель практически полностью исключала гражданскую инициативу. Все социальные блага советский человек получал непосредственно от государства, причем постоянно ощущался дефицит этих благ. Но самым отрицательным следствием подобной системы являлось то, что она воспитывала и поддерживала у населения иждивенческую психологию. Находясь в полной зависимости от государства, люди не могли и даже не имели права самостоятельно решать собственные насущные жизненные проблемы. Это поддерживало в человеке пассивность, неуважение к себе, приводило к недооценке своих сил и творческих возможностей, равнодушию к условиям своей жизни. Государственные же чиновники привыкли вести себя как бесконтрольные хозяева всех социальных благ.

    В результате реформ Россия отошла от централизованной государственной системы социального обеспечения, но всё еще далека от модели, в той или иной мере основанной на личной и общественной активности. Предстоит сложный процесс реформирования социальной сферы с учетом как негативной, так и позитивной практики прошлого, а также опыта зарубежных стран для разработки и постепенной реализации концепции социальной политики, адекватной российским потребностям.

    Россия, как и в начале индустриальной эпохи, оказалась на периферии мирового развития и вновь стоит перед жесткой необходимостью в короткие сроки преодолеть цивилизационный разрыв. О процессе формирования «новой экономики» в настоящее время можно с большей или меньшей уверенностью говорить в отношении крупных городов России, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, но пока не в отношении провинций. Между тем неизбежна реструктуризация «индустриальной экономики» в соответствии с глобальными тенденциями создания в мире «открытого общества». Это повлечет за собой свертывание многих традиционных российских производств, необходимость модернизации других, неизбежность мобилизации значительных ресурсов на инновационные цели. Под угрозой роста и «застойности» безработицы часть населения должна будет ради выживания соглашаться на любую работу (вне зависимости от квалификации) и совмещать несколько занятий, будет вынуждено снизить уровень своих потребностей, идти на отказ от использования основных социально-экономических прав - и на сотрудничество с теневым сектором экономики.

    В России снижение жизненного уровня и усиление дискомфорта от социальной дифференциации также вызвало возрастание потребности людей взаимоподдержки. Появились многочисленные сообщества самопомощи - инвалидов, родителей детей-инвалидов, жителей микрорайонов. Российский опыт показывает, что «низовые» организации, тесно связаны со своей «микротерриторией» (районом, подъездом, предприятием), достаточно успешно справляются с решением ряда социальных проблем. Члены этих организаций чаще всего сами являются как объектами, так и субъектами помощи. Все эти организации вынуждены справляться с проблемами, имеющими значение для всего общества, практически в одиночку, зачастую в атмосфере равнодушия властей при отсутствие финансовых и материальных ресурсов, они сталкиваются с проблемой нехватки профессионалов и лидеров в своей среде. И всё же быстрее востребованность жизнью подобных объединений возрастает с каждым годом.